Рефераты. Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований

    Необходимо также отметить специфику некоторых наблюдений, для которых используется несколько иная форма регистрации. Например, это Интернет. Наблюдение здесь можно проводить по-разному. Предварительные наблюдения могут заключаться в подсчете посещений Web-страниц, определении времени нахождения на каждой странице. Последний параметр можно определить встроенным таймером, который запускается после нажатия посетителем определенной иконки на странице и останавливается после нажатия следующей иконки. Далее, исследователь может разместить на странице ссылки на другие Web-страницы и подсчитать число обращений к каждой из них. Это дает ценные сведения о необходимой пользователям информации, а также интересах целевого сегмента. Анализ ссылок на данный сайт, с которых осуществляется заход на него, может дать информацию о сопутствующих интересах потребителей. Углубленный анализ сайтов, имеющих ссылки на данный сайт, дает возможность получить информацию о рекламе, конкурентах, потребителях, демографических и психографических характеристиках целевого рынка.

    Практика проведения исследований показывает, что успех наблюде­ния во многом зависит от способностей, квалификации и личностных качеств наблюдателя. Наблюдатель должен обладать набором следу­ющих личных качеств: внимательность, терпеливость, добросовест­ность, точность (педантичность), деликатность.

При выполнении наблюдения от персонала требуется умение выявлять значимые действия, быстро и точно фиксировать изменения в наблю­даемой ситуации. Чтобы выполнять подобную работу, претендент дол­жен обладать хорошей памятью, быстрой реакцией.

Наличие природных способностей развивается в процессе обучения наблюдателей. Обучение может проходить в форме тренинга, когда наблюдатели регистрируют события, снятые на видеопленку. Возмож­но обучение и в реальной ситуации, когда начинающий наблюдатель регистрирует события параллельно с квалифицированным наблюда­телем. После наблюдения записи сравниваются и анализируются до­пущенные ошибки, наиболее важные и сложные моменты.

Чтобы облегчить задачу наблюдателям, для них подготавливается инструкция, где подробно указываются критерии отнесения фактов к той или иной категории единиц наблюдения, правила фиксации на­блюдаемых событий.

Результаты наблюдения должны быть определенным образом зафик­сированы, чтобы в дальнейшем можно было провести их обработку и анализ. Основное требование к фиксации результатов: запись долж­на вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемо­го события.

Запись либо заносится в один из документов наблюдения, либо осу­ществляется техническими средствами. Для структурированного на­блюдения задача фиксации событий облегчается подробной структу­рой рабочих документов, особенно если регистрируется наличие или отсутствие выделенного элемента наблюдения (в этом случае запись результатов ведется по принципу «плюс-минус»). При неструктури­рованном наблюдении фиксировать события сложнее, здесь не исполь­зуются жесткие формы записи, поэтому важно подобрать такую фор­му, которая позволяла бы идентифицировать наблюдаемые события отдельно от их интерпретации.

Действия наблюдателя в ходе полевых работ могут корректировать­ся руководителем группы, может расширяться или сужаться круг еди­ниц наблюдения, его продолжительность.

Процесс сбора информации может контролироваться различными спо­собами:

•    Проведением беседы с участниками ситуации.

•    Выполнением анализа документов.

•    Сравнением результатов разных наблюдателей.

•    Повторным наблюдением.

Когда наблюдения контролируются путем сравнением результатов разных наблюдателей, может быть увеличено число наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, но ведущих записи неза­висимо друг от друга. Сравнение полученных ими результатов позво­ляет устранить влияние побочных факторов (субъективных и объек­тивных) и выявить неувиденные наблюдателями события.


















Пример. Форма для регистрации наблюдений в гипермарките.


Наблюдатель______________             Место наблюдения___________

Дата              ______________              Время дня___________________



Структура группы данных


Численность группы: _______ взрослых     _________  детей


Пол:                    Взрослые: _____ мужской  _______ женский

                                       _____ мужской  _______ женский



Использование: __________ тележки для продуктов

                     __________ продуктовой корзины

                     __________ ничего



Регистрация поведения в магазине:


Поведение

Свежие апельсины  

Баночный сок 

Бутулированный сок

1. Проход мимо товара




2. Выбор определенной марки




3. Внимательное рассмотрение выбранной марки




4. Обсуждение с другими участниками группы




6. Др. особенности выбора покупки





Использование: ____________ списка покупок

                     ____________ калькулятора

                     ____________  купонов



Время совершения покупки _________             Купленное количество_______

3. Анализ полученных результатов.


Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную информацию и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок (т.е. редактирование), кодирование, представление в матричной форме (табулирование). Обычно закодированные исходные данные представляется в виде матрицы. Всё это называется преобразованием исходных данных.

Рассмотрим этапы анализа данных более подробно.

Редактирование.

Основная цель редактирования состоит в установ­лении некоторых стандартов минимального качества сырых данных. Редактирование включает в себя про­смотр и, если необходимо, исправление каждой формы регистрации наблюдений. Просмотр и внесение исправлений зачастую выполняются в две стадии: полевое редактирование и централизованное офисное редактирование.

Полевое редактирование – это предварительное редактирование, проводимое руково­дителем полевых исследований, которое строится таким образом, чтобы обнаружить наиболее бросающиеся в гла­за пропуски и неточности средства сбора и самих данных. Оно также полезно для контроля поведения персонала полевых сил и внесе­ния ясности в любого рода недопонимание этими сила­ми направлений их деятельности, методов, специфи­ческих вопросов и т. п. В идеальных обстоятельствах полевое редактирова­ние выполняется как можно скорее после того, как форма сбора данных заполнена. В этом случае проблемы могут быть устранены прежде, чем проводивший сбор информации штат будет рас­формирован, и пока конкретные контакты, явившиеся источником затруднения, еще свежи в памяти прово­дивших  наблюдение людей. Полевое редак­тирование обычно выполняется руководителем поле­вых работ.

За полевым редактированием обычно следует централизованное офисное  редактирование, которое заключается в более полной и точной проверке и кор­рекции собранных ответов.

Централизованное офисное  редактирование – это точная всеобъемлющая проверка и коррекция заполнен­ных форм сбора данных, включая принятие решения о том, что с этими данными делать. Для этой работы подходит личность, обладающая «острым глазом» и хорошо знакомая с целями и методами исследования. Чтобы обеспечить логическую последовательность обработки материалов, лучше всего предоставить все носители собранных данных одному человеку. Если же эту работу приходится делить по соображениям ее объема и име­ющегося времени, то разделы должны делиться по частям формы, а не по респондентам. В отличие от полевого, централизованное офисное редактирование в меньшей степени зависит от после­дующих процедур, и в большей — от степени полноты данных.


Элементы, проверяемые в полевом редактировании:

1. Полнота. Проверка полноты включает в себя тщательное просматривание формы данных с целью обеспечения уверенности в том, что ни одна страница не пропущена, а также проверку отдельных пунктов.

2. Удобочитаемость. Важно кодировать форму, которая не может быть сведена к цифровой форме,  чтобы избежать проблемы неразбор­чивости почерка или непонятных сокращений слов.

3. Вразумительность: иногда зарегистрирован­ные действия невразумительны для всех, кроме того, кто проводил наблюдение. При обнару­жении такой ситуации на месте руководитель полевых работ может получить у него необ­ходимое разъяснение.

4. Логическая последовательность. Наличие непоследовательности обычно указывают на ошибки сбора или регистрации данных, но могут свидетельствовать о двусмысленности используемых средств или беззаботном отно­шении к выполнению работы.

5. Единообразие: очень важно, чтобы наблюдения регистрировались единообразными блоками. Если база
наблюдений оказывается неединообразной, то наследующей стадии анализа результат может оказаться сомнительным.

Кодирование.

Кодирование — это «технический прием, с помо­щью которого данные распределяются по категориям. Посредством кодирования сырые данные превращают­ся в символы — обычно цифровые, которые можно табулировать и подсчитывать. Однако это преобразо­вание не должно осуществляться автоматически. Оно требует здравого суждения кодировщика.

Первый этап кодирования заключается в специфи­цировании категорий или классов, к которым будут относиться наблюдения. Второй этап кодирования касается назначения ко­довых номеров классов.

Завершающий этап процесса кодирования состоит в подготовке книги кодов, которая содержит общие ин­струкции, указывающие, каким образом была закоди­рована каждая позиция данных. В ней перечисляются коды каждой переменной и категории, включенные в каждый код. Далее в ней указывается, где в компью­терной записи располагается переменная и каким об­разом эта переменная читается — например, с десятич­ной точкой или как целое число. Последняя информация обеспечивается установлением формата.

Табулирование.

Табулирование заключается просто в подсчете ко­личества событий, которые попадают в различные ка­тегории. Табулирование может принимать форму про­стой табуляции или перекрестной табуляции. Простая табуляция – подсчет количества событий, которые попадают в каждую категорию, когда категории базируются на одной пере­меной. Перекрестная табуляция – подсчет количества событий, которые попадают в каждую из нескольких категорий, когда категории базируются на двух и более переменных, рассматриваемых одновременно.

Простая табуляция связана с подсчетом для един­ственной переменной. Она может повторяться для каждой из переменных исследования, но табуляция для каждой переменной не зависит от табуляции для других переменных. В перекрестной табуляции две или более переменных обрабатываются одновременно.  Табуляция может выполняться целиком от руки, целиком машиной или частично машиной и частично от руки. Какой из подходов более эффективен, зависит и от числа необходимых табуляций, и от количества событий в каждой табуляции. Число табуляций явля­ется прямой функцией количества переменных, тогда как количество событий — это прямая функция размера выборки. Чем меньшее число табуляций тре­буется и чем меньше выборка, тем более привлека­тельными становятся ручные методы. Однако привле­кательность любого подхода также в значительной степени зависит от сложности табуляций. Сложность возрастает по мере увеличения числа переменных, по­лучаемых для одновременной обработки в перекрест­ной табуляции. Сложность также возрастает с увели­чением числа категорий на одну переменную. Хотя в очень простых исследованиях ручная табу­ляция может оказаться полезной, большинство исследований полагается на компьютерную табуляцию, использующую пакеты программ. Существует громадное количество таких программ. Некоторые из них, в дополнение к отчет­ности о количестве событий в каждой категории, мо­гут рассчитывать итоговые статистики и графически представлять гистограммы значений.

Далее проводиться статистический анализ, т.е. определяются средние величины, частоты, корреляционные и регрессионные соотношения, осуществляется анализ трендов.

После анализа осуществляется подготовка отчета.

При подготовке заключительного отчёта можно разделить его на три части:

1.     вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию. Объём меморандума и аннотации не более одной страницы.

2.     основная часть отчёта состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчёта. Оно содержит общую цель отчёта и исследования, актуальность его проведения.

В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто и что явилось объектом исследования, используемые методы. Дополнительная информация помещается в приложении.

Главным разделом отчёта является раздел, в котором излагаются полученные результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг целей исследования.

Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном, так и в отдельных разделах. Выводы основываются на результатах проведённого исследования. Рекомендации представляют собой предположения относительно того, какие следует предпринять действия, исходя из изложенных результатов. Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих за рамки полученных результатов.

3.     В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.

Помимо написания отчёта исследователи часто также делают для клиентов устную презентацию о методах исследования и полученных результатах.

Заключение


В данной курсовой работе был рассмотрен такой вид маркетинговых исследований, как наблюдение. В первом разделе были рассмотрены формы и методы наблюдения, структуру процесса наблюдения. Во втором разделе мы  рассмотрели форму для регистрации наблюдений, необходимые требования для ее разработки. В последнем, третьем, разделе были рассмотрены этапы анализа полученных данных.

Следует отметить, что обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так, если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структурировано, проводиться в тех условиях, в которых собиралась контролируемая информация.

Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, возникает вопрос о достоверности полученных данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить чрезвычайно сложно.

         Подводя итоги своей работы, сделаем вывод о том, что наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.  И как следствие, оно должно лишь дополнять другие методы маркетинговых исследований, и применяться  тогда, когда информация, необходимая исследователю не может быть получена никакими иными способами.












Литература


1.Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка услуг». СПб, 1998.

2.Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика». –  М., Финпресс, 1998

3.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рекламной деятельности//: Маркетинг в России и за рубежом №3 / 1999

        4. Завьялов П. С., Демидов В. Е. «Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке)» М.: Международные отношения, 1999 

        5. Малхорта Нэреш К. «Маркетинговые исследования». – М., Вильямс, 2003

6. Черчилль Г. А. « Маркетинговые исследования». — СПб.: Питер, 2000


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.