Рефераты. Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований

Классификацион­ный признак

Формы наблюдения


Характер окружающей обстановки



Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации



Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование



Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения


Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако

на практике могут использо-

ваться переход-

ные варианты)



Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов



Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие


Способ восприятия

объекта наблюдения


Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем

Степень стандартизации наблюдения

Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются


Степень открытости процесса наблюдения

Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом


Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании



Характер

наблюдаемых

событий


Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением


Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения

Регулярность проведения наблюдения


Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов



Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий


Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется


Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия


Таблица 1. Формы проведения наблюдений.

По способу восприятия объекта наблюдения выделяют персональные и неперсональные наблюдения. Персональное наблюдение предпола­гает, что наблюдаемые события фиксируются лично наблюдателем, при неперсональном наблюдении наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов. Это дает исследователям значительные преиму­щества, так как позволяет избавиться от селективного отбора Объектов наблюдения, снизить субъективность восприятия событий, получить дополнительную или более точную информацию, снизить трудоем­кость сбора информации. Во многих случаях использование приборов более функционально и удобно, чем персональное наблюдение. Напри­мер, изучение предпочтений членов семьи в отношении телевизион­ных передач гораздо проще осуществить с помощью аудиометра.

В зависимости от степени стандартизации процесса наблюдения выде­ляют структурированные (стандартизованные, структуралилованные, стандартизированные) и неструктурированные (нестандартизованные неструктурализованные, нестандартизированные, свободные) наблюдения.

Структурированное наблюдение использует формализованную про­цедуру, в которой заранее выделяются элементы изучаемой ситуации, что предполагает хорошее предварительное знание предмета исследо­вания. Как правило, эта форма наблюдения используется исследовате­лями для описания предмета исследования или проверки выдвинутых гипотез, а также для уточнения или проверки результатов, получен­ных другими методами.

Свободное (неструктурированное) наблюдение осуществляет сбор информации обо всех элементах поведения без заранее заданной схемы.

Чаще всего такая форма востребована для сбора информации с целью

формирования представления о проблемной ситуации. Неструктури­рованную форму Целесообразно совмещать с неперсональным наблю­дением, так как использование техники облегчает задачу фиксирова­ния всех видов поведения.

Подробнее о специфике процедур структурированного и неструк­турированного наблюдения рассказывается в одном из последующих разделов.

Трактовка скрытой и открытой форм наблюдения может быть связана с местом наблюдателя в исследуемом процессе. Например, ряд источ­ников считает, что включенное наблюдение подразделяется на скры­тое (когда наблюдатель не раскрывает истинных целей своего при­сутствия) и открытое (когда наблюдаемым известны цели и задачи исследования).

Е. П. Голубков и Г. А. Черчилль отмечают варианты форм наблюде­ния по степени открытости исследования без привязки к включенно­му наблюдению. Такая точка зрения соответствует и нашему пред­ставлению.

Открытым может считаться наблюдение, когда наблюдаемые знают о проходящем исследовании, при этом, если наблюдение проводится в общественных местах (например, в магазине или на улице), необяза­тельно оповещать их о целях проводящегося наблюдения. Раскрытие целей наблюдения может быть необходимым при более тесном сотруд­ничестве. Например при изучении стиля жизни; в этом случае, как правило, используется включенное наблюдение, и по этическим сооб­ражениям, чтобы участники наблюдения не испытывали опасений в от­ношении намерений исследователей, цели наблюдения должны быть раскрыты. Для создания условий для сотрудничества необходимость ознакомить участников наблюдения с целями исследования возника­ет и в других случаях. Например, когда исследование проводится в до­машней обстановке, как это происходит при «ревизии» запасов потре­бителей в холодильнике или в кладовке.

Скрытое наблюдение не предполагает раскрытия инкогнито наблюдателя, участники наблюдения не осведомлены о проходящем наблюде­нии. В этом случае исследователь может избавиться от так называемо­го «эффекта наблюдения», правда, сталкивается с другими проблемами. Если ведется персональное наблюдение, то довольно сложно полностью скрыть его. Кроме того, как указывает Г. А. Черчилль, существует эти­ческая проблема. Однако если исследователь руководствуется суще­ствующим Кодексом проведения маркетинговых исследований и пред­примет все меры к неразглашению рабочих материалов исследования и сохранению анонимности участников наблюдения, то проблему мож­но считать исчерпанной. В практике полевых исследований встреча­ются ситуации, когда после наблюдения его участникам необходимо задать некоторые вопросы, т. е. используется комбинированный ме­тод сбора информации. В этом случае невозможно скрыть от наблюда­емых сам факт исследования. Для достижения целей наблюдения мо­жет быть целесообразнее сначала провести скрытое наблюдение, а затем объяснить цели своего исследования и показать полученные ре­зультаты, чтобы наблюдаемый мог убедиться лично, что сделанные записи не ущемляют его прав.

Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение про­водится за результатами поведения, т. е. наблюдаются физические доказательства свершения некоторых событий. В качестве результатов поведения потребителей могут рассматриваться мусор, запасы това­ров, чеки и др. Примером косвенного наблюдения является исследо­вание запасов, например продуктов в холодильнике потребителей или на полке кладовой; подобное наблюдение позволяет установить, ка­кие марки товаров и в каком объеме покупаются каждым из обследуе­мых домашних хозяйств. Информация с магазинных чеков также яв­ляется результатом косвенного наблюдения, на основании которой можно сделать выводы о структуре и объеме покупок потребителей, какие товары (или марки) присутствуют в так называемой «потреби­тельской связке», т. е. покупаются одновременно.

В зависимости от регулярности проведения процедуры наблюдения выделяют систематическое, эпизодическое и единичное наблюдение.

Систематическое наблюдение предполагает использование строго регламентированного графика выполнения процедуры наблюдения. Например, участники исследования могут ежедневно в специальных дневниках регистрировать сделанные за день покупки, аудиометр по­стоянно фиксирует информацию о просматриваемых передачах каж­дым из членов наблюдаемой семьи. Систематическое наблюдение по­зволяет выявить динамику изучаемых процессов.

Эпизодическое наблюдение не имеет четко установленного регла­мента регистрации событий. В качестве частного случая эпизодиче­ского наблюдения можно рассматривать единичное наблюдение, про­водимое повторно без четко спланированного регламента. Например, желая оценить качество работы персонала магазина, администрация может проводить эпизодическое наблюдение их деятельности один - два раза в месяц. Повторное исследование может при этом использо­вать уточненную процедуру наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.