Рефераты. Монополизм и эффективность антимонопольной политики

 

 Монополизм и эффективность антимонопольной политики

 

Рис. 1.4.2. Графическая иллюстрация рассмотренного практического примера

 

   Рассмотренный практический пример наглядно показывает, что спрос является эластичным по цене, когда сокращение цены ведет к приросту общего дохода. Если общий доход возрастает, при уменьшении цены, то предельный доход положителен. Таким образом, всякий раз, когда предельный доход от понижения цены является положительным, спрос эластичен, и  наоборот. Данная взаимосвязь отображена на рис. 1.4.2.

   Легко заметить, что чем больше эластичность спроса по цене, тем меньше разница между ценой и предельным  доходом. Так, если спрос будет бесконечно эластичным, то эта разница будет стремиться к нулю. Это подтверждает тот факт, что для конкурентной фирмы  предельный доход равен цене.

   Отметим, что предельный  доход  снижается быстрее, чем цена, причем для линейной кривой спроса предельный доход снижается вдвое быстрее. Предельный доход достигает нуля  на уровне выпуска, который соответствует половине того количества товара, которое было бы продано при цене, равной нулю.

 

 

1.5. Ценовая дискриминация

 

   Рассматривая предельный доход монополии, мы говорили о том, что снижение цены каждой последующей единицы товара означает и снижение цены предшествующих единиц продукции фирмы-монополиста. А может ли несовершенный конкурент поступить так: первую единицу товара продать по цене 41, вторую – по цене 39, третью – по цене 37 и.т.д.? Тогда бы монополист продал бы каждому покупателю товар по максимальной цене, которую он готов заплатить. Подобная практика называется ценовой дискриминацией: продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

   Смысл проведения политики дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени [4].

   При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара по его резервированной цене, то есть той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рис. 1.5.1).

 Монополизм и эффективность антимонопольной политики
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1.5.1. Совершенная ценовая дискриминация

   Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. При проведении ценовой дискриминации первой степени монополист продает первую единицу товара Q1

по ее резервированной цене P1, то же самое касается и второй (продается Q2 по цене P2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадает с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, так как именно в точке E кривая предельных издержек (MC) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего монополиста.

   Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрастет на величину, равную излишку потребителя (затененная область на рис. 1.5.1.).

   Однако, такая ценовая политика весьма редко встречается на практике, так как для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую готов заплатить за каждую единицу данного товара покупатель. Совершенная ценовая дискриминация – это мечта монополиста, она достигается крайне редко.

   Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большого числа товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: в Москве существуют различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степени. Очень часто проведение ценовой дискриминации второй степени выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

   Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки.

   На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» рынке спрос высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по пониженным ценам (см. рис. 1.5.2.). Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – надежно отделить один рынок от другого, то есть «дорогой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Приведем конкретный пример достаточно надежного разделения рынка: в музее изобразительных искусств билеты для школьников всегда дешевле, чем для взрослых посетителей. Администрация музея продает дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения, и визуально убедившись в возрасте покупателя. Ценовая дискриминация третьей степени проводится и при установлении различных цен за гостиничные услуги иностранным гражданам и отечественным посетителям и.т.п.

 

Поясним идею ценовой дискриминации третьей степени графически (см. рис 1.5.2.).

 

 

 

 

 

 Монополизм и эффективность антимонопольной политики  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1.5.2. Ценовая дискриминация третьей степени

 

   На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки MC одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых MC и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» рынке и «дешевом» рынке разная, то и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену P1 и объем продаж составит Q1. На дешевом рынке цена будет на уровне P2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а и б окажется выше, чем площадь, обозначающая доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).

   Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.

   В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.

 

 

1.6.  Классификация монополий и их характеристика

 

   1) Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

   2) Естественные монополии. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

 

1.      Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.