Рефераты. Монополизм и эффективность антимонопольной политики

   5) Продукция и сбыт в ОАО "ГМК "Норильский никель". На долю ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта, 3,1% меди, значительная доля платины и палладия. На отечественном рынке на долю предприятий ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта.

ГМК "Норильский никель" и ее дочерние компании производят следующие виды продукции:

• Никель первичный электролитический

• Никель карбонильный (порошок, дробь)

• Медь катодная

• Медная катанка

• Кобальт металлический

• Селен

• Теллур

• Аффинированные металлы платиновой группы:

• Платина

• Палладий

• Родий

• Иридий

• Рутений

• Золото

• Серебро

[8]
ГЛАВА III. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

3.1. Необходимость антимонопольного регулирования

 

   Очевидно, что общество несет экономические и социальные издержки в связи с существованием монополий. Степень таких издержек может быть различной.

   Власть монополиста над ценой всегда относительна и никогда не бывает абсолютной. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, то, очевидно, такая власть приносит обществу определенную пользу. Однако, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и.т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Таким образом, антимонопольное законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается «нащупать» ту границу власти над ценой, преступать которую законодательством запрещается.

   Применение такого экономического регулирования необходимо для:

• обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и регулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );

• определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

• стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

• создания условий для развития конкуренции  (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

   Нет, и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности  и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

 

 

3.2. Методы антимонопольного регулирования

 

   Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

   Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

   Базовыми методами борьбы с монополизмом являются:

   1) Предупреждение монополистической деятельности, применяя комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ);

   2) Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

   3) Пресечение монополистической деятельности - собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

 

 

3.3. Антимонопольная политика в России и ее эффективность

 

   Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому России важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

   Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

   С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

   Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

   В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

   МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

   Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в России явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации:

  • приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

  • принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

  • малый бизнес так и не получил должного развития.

   Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

   Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

   Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости российского госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

   Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.