Рефераты. Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

по материальным ресурсам — в 1,8 раза,

по транспортным операци­ям — в 2,5 раза.

Но при этом тарифы на собствен­ные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позво­лило им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в дру­гих отраслях).

В итоге доставка газет и журналов стала  в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения сво­их изданий, как «подписка с получением непосредст­венно в редакции».

Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработ­ная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4—5 раз (в зависимо­сти от региона страны и ценовой политики дейст­вующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим ус­тупают в гонке зарплат работники связи.

Но каким образом Россия будет бороться со свои­ми естественными и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для ре­гулирования их деятельности предусмотрено созда­вать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

— уровень и структуру цены;

— план инвестирования в расширение производ­ства.

Иными словами, в отраслях с естественной моно­полией свобода рыночного поведения будет огра­ничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «за­мораживании» цен (то есть запрещении их повыше­ния) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные та­рифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродук­тов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их вла­сти над рынком государство намеревается осуществ­лять следующие меры:

— запретить формирование финансово-промышлен­ных групп, способных захватить доминирующее по­ложение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— запретить, уже существующим финансово-про­мышленным, группам включать в свой состав пред­приятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и даль­него зарубежья, чтобы ослабить доминирование мо­нополиста на рынке;

— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

— поощрять новое строительство, а также созда­ние малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максималь­ное их открытие для товаров зарубежных фирм. Бе­да лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока пол­ностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производите­лями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но го­сударство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только от­дельных российских фирм, но и целых отраслей на­циональной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны по­ка нет средств.

В итоге правительству России приходится посто­янно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поста­вок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечествен­ных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Именно из-за этого, например, в России за послед­ние годы так часто менялись условия ввоза иностран­ных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Вол­гами». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что со­ответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продук­цией отечественного автомобилестроения.

Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения  в короткий срок не предвидится.

 


Заключение

            Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Как показал выше приведенный пример,  монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы  антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными  раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.

Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует  многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.

Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя,  множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.

И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.

Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.

Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования.

            Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.

            Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя  эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

            Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.


Список используемой литературы:

1.      Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 1996 г.  351 стр.

2.      Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,               Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.

3.       Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.

4.      Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

5.      Frank R. X. Перевод главы 12 – «Монополия», 1991 г., стр. 91.

6.      Экономика. Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. Москва: Дело, 1998 г. – 864 стр.

7.      Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под ред.       Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 1997 г. – 368 стр.

8.      Основы экономической теории. Государственный университет Высшая Школа Экономики. Под ред. С. И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2000 г.   336 стр.

9.      Монополизм и антимонопольная политика. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Москва: Наука, 1993 г. – 240 стр.

10.  Экономикс. Самуэльсон П. стр. 531.

11.  . Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра. “Экономика и жизнь”, 1995 г., №28

12.  Государство и проблема монополии.  Никитин С., Глазова Е. МЭ и МО, 1994 г., №7, с. 92-93

 

 

 

 

 [A1]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.