Рефераты. Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

Министерство высшего и профессионального образования РФ

Российская Экономическая Академия имени Г. В. Плеханова

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Монополия: сущность и виды.

Антимонопольное регулирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Выполнила:

Научный руководитель:

Кандидат экономических             наук, доцент М. И. Забелина

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2001 г.


План курсовой работы

1.      Введение (из истории монополизма)……………...…………………...стр. 3.

2.      Понятие монополии.

2.1.     Определение монополии………………………………………….стр. 4.

2.2.    Характерные черты монополии…………………………………...стр. 4.

2.3.    Барьеры, защищающие монопольный рынок…………………….стр. 5.

2.4.    Источники монополии……………………………………………..стр. 7.

2.5.    Спрос на продукт монополиста……………………………………стр. 9.

2.6.    Монопольное предложение…………………………………….….стр. 10.

2.7.    Предельный доход монополиста……………………………...…...стр. 10.

2.8.    Монопольная цена………………………………………………….стр. 10.

2.9.    Обобщение базовой модели монополии………………………….стр. 11.

3.          Формы и виды монополий.

3.1.    Формы монополий.

3.1.1.      Естественная монополия……………………………………. стр. 14.

3.1.2.      Административная монополия………………………………стр. 15.

3.1.3.      Государственные монополии………………………………...стр. 16.

3.1.4.      Монополия в виде контроля фирмы над редкими                         природными ресурсами, знаниями ………………………….стр. 16.

3.1.5.      Экономическая монополия…………………………………...стр. 16.

3.2.    Типы монополий…………………………………………………… стр. 17.

4.          Антимонопольное регулирование…………………………………….. стр. 19.

5.          Антимонопольная политика в России…………………………………стр. 23.

6.          Заключение………………………………………………………………стр. 28.

7.          Список используемой литературы……………………………………...стр. 29.


Введение

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма  начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия  монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.


Определение монополии

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.