Рефераты. Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

 

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1)      На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от  того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.

2)      Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как для оного и того же количества товара   можно определить две и более цены. ( И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как  фирма сама назначает цены.

Монопольная цена

Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, как уже говорилось выше, используя свое монополистическое положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в  обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также  [A1] отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1.      средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

2.      обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

3.      монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.

Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот  товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Обобщение базовой модели монополии

Базисная модель монополии включает в себя два важных явления. Первое состоит в том, что  мы рассматриваем такое поведение (ценовую дискриминацию), при котором монополии, обладающие властью на рынке, назначают различные цены для разных категорий покупателей. Второе заключается в том, что мы рассматриваем рынки, на которых единственная доминантная фирма делит рынок  с большим числом конкурентов –ценополучателей.

1.      Ценовая дискриминация.

Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и пере­продан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем перепроданы другим группам населения. Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в небольшом населенном пункте и имеющий представление о материаль­ном положении клиентов, может устанавливать для них раз­личный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предпо­лагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда.

Условие ценовой дискрими­нации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном про­дукте, готов уплатить за него более высокую цену.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.

Различаются три типа ценовой дискриминации: совершен­ная дискриминация, или дискриминация первой степени, дис­криминация второй степени и дискриминация третьей степени.

Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по макси­мальной цене, которую он способен уплатить. В реальной дей­ствительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинте­ресованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недости­жимая мечта каждого продавца.

На первый взгляд кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он полу­чал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

Поскольку совершенная ценовая дискриминация практи­чески неосуществима, то монополисты в ряде случаев устанав­ливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупате­ли получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут пре­доставляться в зависимости от размеров приобретаемой партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие партии товара только при условии предоставления им скидки. Ценовая дискриминация проявляется, например, в ус­тановлении трех тарифов на междугородные телефонные разго­воры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выход­ные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месяч­ный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискримина­ция называется дискриминацией второй степени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.