Рефераты. Мировая практика приватизации

Большая приватизация

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказа­лись итоги большой приватизации. С одной стороны, положитель­ным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. При­чем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, по­средством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собст­венности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффек­тивность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежали сво­бодной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального рассло­ения общества, а с другой, что еще хуже, — способствовало бы­строй криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посу­лив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «довери­тельное управление» миллионы ваучеров и использовать их в свое­корыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд. долл.).

Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам пред­приятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватиза­ции находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно проти­воречат основному принципу демократии — равноправию граж­дан.

Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скид­кой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

 

2.2. Итоги приватизации

 

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второ­го стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безус­ловно доминирует в экономике РФ и является основой дальней­ших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принци­пиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возмож­ность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая даль­нейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осущест­вленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный харак­тер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне за­кономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным ис­точником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации при­шлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравне­нию с промышленностью и сферой услуг.

Бывшие советские колхозы, как правило, пошли по пути пре­образования в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделен зе­мельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Од­нако фактически земля и производственное имущество по-преж­нему используются коллективно. Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это в условиях глу­бокого экономического кризиса единственно возможным спосо­бом выживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановому диктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельными товаропроизводителями, от ко­торых целиком зависит благосостояние их членов.

Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе не ис­пользовавшихся ранее или брошенных сельскохозяйственных уго­дий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателя противодействуют многочисленные фак­торы, прежде всего утрата российским крестьянством традиций частного хозяйствования в результате насильственной коллекти­визации 1929—1933 гг., объективные трудности выживания в оди­ночку вследствие необычайной дороговизны в нынешних кризис­ных условиях кредитов и аграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники для фермеров, неурегулирован­ность поземельных отношений. Так, нынешний Земельный ко­декс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного на­значения. Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой пер­спективе должно развиваться как смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менее контрпродуктивной, чем бывшая коллективизация.

 

2.3. Современные тенденции и перспективы

 

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспеш­но. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватиза­ционного законодательства, злоупотребления и другие негатив­ные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точеч­ный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае го­сударственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую оче­редь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), ко­торый безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо пре­творяются в жизнь.

Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остаю­щихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности госу­дарства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важней­шие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособ­ности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация ко­торых запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших част­ных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь со­зданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах тор­говли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показыва­ют, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необ­ходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточ­ную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безус­ловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми воз­можностями государства. По мере преодоления финансового кри­зиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить много­численные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зави­сит будущее России.

 

Заключение

Таким образом, развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой, основывается на частной собственности на экономичес­кие ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собст­венности посредством приватизации является ключевым моментом трансформа­ции планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в ры­ночное.

Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочета­нием общих тенденций и национальных особенностей. С точки зрения социальной справедливости, она была наиболее успешной в Чехии, экономической эффектив­ности — в Польше. Российская приватизация, к сожалению, не отличалась ни тем, ни другим.

В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловливается протеканием процессов большой приватизации. Последняя на первом этапе (1992 г. — конец июня 1994 г.) осуществлялась на безвозмездной ос­нове посредством приватизационных чеков (ваучеров) при предоставлении круп­ных приватизационных льгот коллективам предприятий. На втором этапе (с 1 июля 1994 г.) эти льготы отменены, приватизация ведется исключительно на возмездной основе с акцентом на формирование реального капитала.

Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношении они в худшую сторону отлича­ются от итогов приватизации, проведенной в других постсоциалистических стра­нах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.

Список литературы

 

1.     Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. – М., 1999.

2.     Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров, 2001.

3.     Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М., 2000.

4.     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М., 2000.

5.     Сергеев П.В. Мировая экономика. - М., 1999.

6.     Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. – М., 2002.

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.