Рефераты. Мировая практика приватизации

Мировая практика приватизации

Содержание

 

 

Введение. 3

 

1. Мировая практика приватизации. 4

 

    1.1. Общие проблемы, тенденции и противоречия. 4

    1.2. Чешский путь приватизации. 7

    1.3. Польский путь приватизации. 8

    1.4. Общая перспектива. 10

 

2. Приватизация в России: итоги и перспективы.. 11

 

    2.1. Этапы приватизации. 11

    2.2. Итоги приватизации. 14

    2.3. Современные тенденции и перспективы.. 16

 

Заключение. 19

 

Список литературы.. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переход­ной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономи­ческой Взаимопомощи), осуществляющих более или менее бы­стрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к ры­ночной экономике и политической демократии, главным на­правлением является приватизация государственной собствен­ности.

Различают малую и большую приватизацию. Различия со­стоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные част­ные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйст­венные товарищества и общества с ограниченной ответственнос­тью, во втором - акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

В странах третьей группы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении поли­тической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути созда­ния частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.

 

1. Мировая практика приватизации

1.1. Общие проблемы, тенденции и противоречия

 

С точки зрения изменений в структуре собственности к этой группе стран можно отнести и бывшие республики СФРЮ, где после реформ, проведенных президентом И. Броз Тито (1958 — 1965 гг.), сложилась специфическая форма рыночного хозяйства на базе групповой собственности производственных коллективов (формально она называется «общественной»). Она не может быть приватизирована на основе решений государства, ибо не принад­лежит ему. Подлежащих приватизации государственных предпри­ятий здесь сравнительно немного. В целом экономическая транс­формация этих стран движется в направлении рыночного хозяйст­ва западного типа с имманентным ему набором форм собствен­ности.

Интенсивность приватизации в странах с переходной экономикой

По пути приватизации различные страны с переходной эконо­микой прошли неодинаковые отрезки. Об этом свидетельствует доля негосударственного сектора, т.е. частных предприятий и предприятий со смешанной собственностью, в производстве ВВП, % (данные за 1996 г.).

Во всех указанных странах после 1996 г. эта доля несколько по­высилась.

Такой разброс показателей объясняется различиями социаль­но-экономических и политических структур. При этом те страны, которые дальше продвинулись по пути демократии, добились и большего прогресса в приватизации.

 

 

 Мировая практика приватизации

 

В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой проявились примерно одинаковые важнейшие тенденции, про­блемы и противоречия. Среди них выделим следующие.

1.  Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом ис­пользовались схожие методы приватизации. Мелкие предпри­ятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватиза­ционным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствле­ние путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и фи­зическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много разли­чий.

2. В большинстве стран первой и второй группы новые правя­щие элиты в начале 90-х гг., на старте рыночной трансформации, полагали, что путем быстрой ликвидации госсобственности и передачи в частные руки можно быстро решить важнейшие эконо­мические и социальные проблемы. Однако к середине 90-х гг. стало очевидным, что такой подход оказался ошибочным. Все эти страны оказались в состоянии кризиса. До сих пор только Польше и Словении удалось достичь и превзойти уровень производства ВВП 1989 г., а Чехия, Словакия и Венгрия лишь приблизились к этому уровню.

Вследствие таких обстоятельств во всех указанных странах стали исходить из того, что дальнейшая приватизация должна быть проведена поэтапно, в течение 5—10 лет и более. При этом должны быть решены те проблемы, которые не удалось решить на начальном этапе приватизации и которые обусловили ее неэффек­тивность: привлечение «эффективных инвесторов» и реальное на­копление капитала, коренное улучшение менеджмента, формирование конкурентной среды и благоприятных для частных фирм общих условий хозяйствования.

3.  Практически все страны считали, что к приватизации удастся быстро привлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Именно иностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако и эти расчеты потерпели провал. Поэтому к середине 90-х гг. большинство стран перешло к разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранных прямых инвестиций.

4. Малая приватизация оказалась в институциональном и орга­низационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была реституция, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их на­следникам. К «счастью» для России и других стран — членов СНГ они не были серьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция, экспроприировавшая частную собст­венность, произошла еще в 1917 г. В других же странах эта пробле­ма стояла достаточно остро и породила сложные общественные коллизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее «пере­тягивание каната» между отдельными крестьянами за возвраще­ние им только их прежних (а не других, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству — важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах, например, в Венгрии, где власти придерживались прин­ципа приоритета равноценной компенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более или менее безболез­ненно.

5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожи­дать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гар­монично увязать экономическую рациональность и эффектив­ность приватизации с ее социальной справедливостью. В этой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.

 

1.2. Чешский путь приватизации

 

Наиболее справедливым и взвешенным в социальном отноше­нии, безусловно, оказался чехословацкий путь купонной привати­зации, который начал применяться с 1991 г. (после разделения бывшей ЧСФР с 1 января 1993 г. на Чешскую и Словацкую Рес­публики он последовательно претворялся в жизнь только в пер­вой).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.