Рефераты. Мировая практика приватизации

Все совершеннолетние граждане ЧСФР получили за админи­стративную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.) именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специ­ально созданные инвестиционные фонды) обладателями солид­ных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании кни­жек) до 70 000 крон. Купонная приватизация обеспечила довольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как соци­альной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколько-нибудь заметной криминализации большой при­ватизации.

Вместе с тем, бесплатный характер распределения купонных книжек привел к тому, что в Чехии и Словакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала. В результате этого большинство крупных приватизированных предприятий, нуждавшихся с переходом на рельсы рыночной экономики в сроч­ном санировании и модернизации, оказались без достаточных средств для этого (в убыточном состоянии). Во многом вследствие этих обстоятельств после достижения позитивных макроэкономи­ческих результатов Чехией в 1994—1996 гг. ее экономическое по­ложение с 1997 г. осложнилось.

 

1.3. Польский путь приватизации

 

С точки зрения экономической эффективности приватизации наиболее удачным, пожалуй, оказался опыт Польши. Из 8000 пред­приятий, предназначавшихся к началу 90-х гг. для большой прива­тизации, первоначально были переданы на возмездной основе в частные руки (в значительной части — иностранным инвесторам) только 1150 из них. Другие 5000 объектов были превращены в при­надлежащие приватизационному ведомству предприятия, которые должны были провести исключительно своими силами, т.е. без финансовой помощи государства, собственное санирование (кредиты для этого они могли получать только на обычной ком­мерческой, возвратной и платной, основе), добиться самоокупае­мости и рентабельности и тем самым подготовить себя к после­дующей приватизации уже на выгодной для государства и произ­водственных коллективов основе. Остальные 1850 объектов, наи­более слабых в финансово-экономическом отношении и поэтому бесперспективных, были сразу же закрыты.

Продажа акций указанных 5000 предприятий проходит поэтап­но с августа 1995 г. (первоначально 413 из них) через специально созданные национальные инвестиционные фонды. Граждане Польши могут приобретать акции либо за деньги, либо за распре­деляемые с ноября 1995 г. приватизационные сертификаты, кото­рые, как и российские ваучеры, подлежали свободной купле-про­даже. Право на приобретение сертификатов в филиалах государст­венной сберегательной кассы за административную пошлину в 20 злотых (около 3 долл.) получили 27 млн. поляков в возрасте от 18 лет. Сертификаты должны быть обменены на акции в течение года после их приобретения. Процесс приватизации указанных предприятий путем продажи их акций за деньги или сертификаты почти завершен.

Польская приватизация оказалась достаточно жесткой для на­селения из-за резкого роста безработицы вследствие уменьшения персонала предприятий в ходе их санирования и гораздо менее привлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплени­ем капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационного кризиса.

 

 

1.4. Общая перспектива

 

До завершения рыночной трансформации доля государствен­ного сектора в производстве ВВП объективно должна оставаться в странах с переходной экономикой выше, чем в развитых странах. Только после того, как частный капитал завершит ста­дию своего первоначального накопления и окрепнет до такой сте­пени, что сможет обеспечивать эффективное хозяйствование крупных предприятий и фирм, он окажется в силах поэтапно за­местить государственный капитал в производстве товаров и услуг. Такой прогноз подтверждается и историческим опытом развитых стран в те периоды, когда частный капитал по различным причи­нам испытывал временную слабость (например, в Западной Евро­пе и Японии в первые годы после Второй мировой войны вследст­вие военных разрушений и других связанных с войной причин) и на определенный срок замещался государственным. По всей ви­димости, раньше других приблизят свою структуру собственности к развитым странам те 10 из рассматриваемых стран, которые официально признаны Европейским союзом кандидатами на вступление в него в качестве полноправных членов и ведут с ЕС переговоры об этом или готовятся их начать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приватизация в России: итоги и перспективы

 

Российская приватизация протекала в целом в рамках рассмот­ренных выше общих тенденций этого процесса. Вместе с тем она характеризуется и значительной национальной спецификой.

 

2.1. Этапы приватизации

 

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предпри­ятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преиму­щественно в безвозмездной форме, посредством приватизацион­ных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% насе­ления (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоми­нированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предпри­ятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51 % акционерного капитала своих пред­приятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежа­ли преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобрете­ние акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развер­тыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в ре­зультате глубокого экономического кризиса низкая платежеспо­собность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили боль­шой активности в приобретении таких акций российские и ино­странные инвесторы.

Малая приватизация

Малая приватизация не достигла своей главной экономичес­кой и социальной цели — создать мощный средний класс, кото­рый во всех развитых странах является важнейшей опорой обще­ства, гарантом его стабильного развития. Многочисленные прояв­ления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по рос­сийскому законодательству к таковым причисляются в зависимос­ти от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые пред­приятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономи­кой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельно­го населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия со­здания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.