Рефераты. Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов

-     режим наибольшего благоприятствования, означавший предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется у них любое третье государство. Этот принцип может распространятся на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов путём проведения многосторонних переговоров;

- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

-                    разрешение возникающих торговых споров путём переговоров;

-                    взаимность в предоставлении торгово – политических уступок.[7,с.93-94]

Важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий. Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых сессиях переговоры обычно велись между основными производителями и покупателями отдельных товаров и впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные государства.

Соглашения подготавливались на базе специальных источников таким образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой – либо страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, снижением на товары, экспортируемые данным государством.

Отношение стран – участниц к косвенным субсидиям заключалось в следующем. Производство зачастую субсидировалось не столько с целью расширения экспорта сколько с целью поддержания занятости в экономически отсталых районах. Разработчики кодекса по практике субсидирования не смогли найти приемлемое обобщенное определение понятия «косвенные субсидии». Кодекс допускает введение компенсационных пошлин только в том случае если импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности.

Страны – участниц берут обязательство не применять особые стандарты по отношению к иностранным товарам, ориентировать по возможности результаты проводимых в странах испытаний на международные стандартов и о готовящихся нововведениях, отличающихся от предшествующих.

Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить её как претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений. Международная торговля развивается более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства.

Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что связано с ростом числа членов ГАТТ, расширением регулируемых вопросов. Увеличение членства ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимных уступок, поскольку становилось всё труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более чем 90 участников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в том, что он обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Трудности в деятельности ГАТТ возникли в связи с расширением круга с рассматриваемых вопросов и прежде всего включением в сферу регулирования нетарифных барьеров.

Подход к нетарифному регулированию заключатся в принципе «прозрачности», то есть в замене, по возможности, зачастую «замораживанием» тарифных ставок. Решения ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров на практике ориентируют не столько на их ликвидацию, сколько на координацию использования отдельными государствами этих барьеров.[5,с. 66-71]


На региональном уровне можно выделить следующие международные организации :

Европейский союз (ЕС)зиждется на трёх основаниях:

-                     Европейские сообщества, дополняемые стратегиями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором.

     -Общая венешняя политика и политика в области безопасности.

-                     Сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.

Цели ЕС:


   -      Образование тесного союза народов Европы.

- Содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, в особенности путём создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, создания экономического и валютного союза и введения в перспективе единой валюты.

- Утверждение Европейского союза на международной арене, в особенности путём проведения общей внешней политики и политики в области безопасности, включая переход в перспективе к общей стороне политике.

-                    Развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел.

-                    Сохранение и преумножение общего достояния.









Принципы ЕС:


- Уважение национальных достоинств государств – членов, системы правления которых основаны на демократичных принципах.

- Уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и конституционным традициям, общим для государств – членов.


Органы ЕС:


1 Европейский совет, его членами являются главы государств или правительств государств – членов и председатель Европейской комиссии, их заместители – министры  иностранных дел и один из членов Комиссии. Европейский совет проводит не менее двух сессий в год под председательством главы государства или правительства, председательствующего в данное время в Совете.

2 Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия и Европейский суд осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом об образовании Европейских обществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с положениями Договора о ЕС. 626 депутатов Европейского собрания избираются в ходе всеобщих выборов на 5-ти летний срок. Количество депутатов, избираемых от каждой станы зависит в основном от численности её населения. Депутаты объединяются в группы в соответствии с их политическими убеждениями, а не с национальной принадлежностью.

3 Совет Европейского союза состоит из министров правительств государств – членов. С одной стороны, он обеспечивает рамки участия правительств государств – членов. С другой – несёт ответственность за принятие решений Сообщества на основании положений, выдвигаемых Европейской комиссией. Постоянные представители поддерживают контакты между странами – членами и Сообществом, готовят повестку дня для Совета министров и координируют работу по подготовке проектов решений Сообщества. Они работают при поддержке генерального секретариата и рабочих групп.

4 Европейская комиссия является исполнительным органом и несет ответственность за соблюдение выполнения Договора. Её полномочия заключаются в законодательной инициативе, контроле и имплементации. Она является единственным органом, обладающим правом законодательной инициативы в рамках Сообщества,  и может оказывать влияние на процесс, предваряющий принятие нового «европейского закона» на каждом его этапе. Она контролирует правильность применения применения положений Договора и решений институтов ЕС, может поставить вопрос о нарушении каким – либо государством – членом Договора решений ЕС и в случае необходимости передать дело в Европейский суд. Комиссия может устанавливать правила имплементации отдельных статей Договора и управлять распределением бюджетных средств, выделяемых на оперативную деятельность Сообщества. Каждый член комиссии имеет конкретные обязанности, он опирается на небольшую группу политических советников и консультантов, и административного аппарата.

5 Европейский суд в Люксенбурге, состоящий из 15 судей и 9 генеральных прокуроров, «должен обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон». Обе группы назначаются на шестилетний срок по общему согласию государств – членов. Юрисдикция Суда распространяется между государствами – членами, между институтами, между институтами и индивиддуумами. Он уполномочен давать заключения относительно интерпретации Договора, законности и интерпретации решений институтов ЕС и Европейского центрального банка, а также интерпретации уставов органов, созданных по решению Совета (также по запросу национальных судов и трибуналов).[6,с. 201-205]


Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).


Цели ЕИБ:


- Содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах Сообщества.

- Предоставление займов и гарантий на некоммерческой основе в целях улучшения финансирования во всех секторах экономики:

а) проектов развития менее развитых регионов;

б) проектовмодернизации и конверсии предприятий поддержки новых видов деятельности, вызванных прогрессом в развитии общего рынка;

в) проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств – членов, которые не могут быть полностью профинансированы за счет различных средств, имеющихся у государства – члена.










Структура ЕИБ:


1 Совет управляющих состоит из 15 министров, как правило министров финансов, назначаемых государствами – членами. Он определяет основные направления кредитной политики, утверждает годовые балансы и ежегодные отчёты, принимает решения об увеличении уставного капитала, назначает членов Совета директоратов и Аудиторского комитета.

2 Аудиторский комитет, состоящий из трёх членов, проводит ежегодные проверки, с тем чтобы удостовериться, что бухгалтерская книги ведутся в соответствии с нормативами.

3 Совет директоров состоит из 26 членов (25 – назначаемых государствами – членами и один – Европейским сообществом) и 13 заместителей (на пять лет, возможно повторное назначение). Его возглавляет председатель правления или, в его отсутствие, заместитель председателя правления. Совет директоров несет ответственность за управление банком в соответствии с положениями Договора о Европейском союзе, уставом банка и директивами Совета управляющих. Совет директоров обладает полномочиями принимать решения о предоставлении займов и гарантий, о привлечении заемных средств.

4 Правление состоит из председателя и шести его заместителей, назначаемых на шесть лет. Оно несет ответственность за текущую деятельность банка под руководством председателя и под контролем Совета директоров. Правление готовит решения Совета директоров, в особенности решения о привлечении средств и предоставлении займов и гарантий.



















Источниками финансирования.


Оплаченная часть уставного капитала и накопленный резервы, а также заёмные средства составляют финансовые ресурсы банка. Его финансовые операции осуществляются как за счет собственных средств банка, так и при получении соответствующих полномочий за счёт бюджетных средств Сообщества или государств – членов.


Расчётная единица – ЕВРО.


ЕИБ предоставляют кредиты как государственным, так и частным заёмщикам в секторах коммуникации, экологической и энергетической инфраструктуры, промышленности, услуг и сельского хозяйства.

Займы ЕИБ могут реализовываться в сочетании с безвозмездной помощью Сообщества или государств – членов. Крупномасштабные проекты финансируются за счёт отдельных займов, соглашения о которых заключаются непосредственно с организаторами проекта или через финансовых посредников.

ЕИБ предоставляет долгосрочные займы, срок которых зависит от типа проектов. Обычно он колеблется от 7 до 12 лет для промышленных проектов и до 20 лет и более для проектов по развитию инфраструктуры.

Займы обычно выплачиваются по паритету либо в одной валюте, лиобо в нескольких разных валютах (валюты государств – членов, ЕВРО, некоторые свободно конвертируемые валюты).

а) Сотрудники ЕИБ проводят анализ и дают оценку технической и финансовой жизнеспособности, экономической пользы рассматриваемого проекта, его соответствия основным принципам и направлениям деятельности Сообщества, а также требованиям защиты окружающей среды.

б) На основе положения, представленного Правлением, Совет директоров принимает решение.

После утверждения решений о выделении займов Советом управляющих ЕИБ финансирует проекты за пределами Европейского сообщества:

- в государствах АКТ, подписавший Ломейскую конвенцию, а также в ЗСТ (заморских странах и территориях);

- в странах, подписавших соглашения о сотрудничестве или ассоциации с Сообществом;

-         в странах – членах Европейской ассоциации свободной торговли.




Кредиты выдаются:


а) для финансирования определённых типов проектов, имеющих особое значение для Европейского сообщества, например в области коммуникаций и энергоснабжения;

б) как предельные суммы кредита в случае финансирования проектов в одной стране или группе стран согласно соглашениям, конвенциям и решениям о финансовом сотрудничестве.

Европейский инвистиционный фонд (ЕИФ) предоставляет долгосрочные гарантии для финансирования трансъевропейских транспортных и телекоммуникационных сетей, а также энергосетей для развития малых и средних предприятий. [6,с.220-223]

Заключение.


Формирование качественно новой основы для взаимодействия экономик разных стран с мировой существенно повысили роль эффективной внешнеэкономической политики страны в развитии страны. Внешнеэкономическая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и направлений участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика, политика в области иностранных инвестиций , валютная политика, миграционный режим.

Задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования  экономики. Это требует преобразующей деятельности государства, направленное на развитие отраслей и регионов с целью активизации внешнеэкономической деятельности; изменение внешнеэкономической деятельности фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок и постоянной деятельности на внешнем рынке; четкого разделения  функций осуществления ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также федерацией и её субъектами.

Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отстаивания от страны – лидеров даёт два основных направления развития ВЭП. Первое предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, второе - на замещение импорта. Как показывает мировой опыт, основной эффект ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения экономики является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортёрам.

Любой сценарий мирового развития в ХХI веке предполагает расширение и углубление межнациональных связей, интенсификацию международной политики. А это означает повышение значимости для человечества политической науки. Если на протяжении многих веков и даже тысячелетий мирового процесс складывался стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно растет.

Список использованной литературы.


1 И.Н. Черникова Международные экономические отношения – М.: АО Консальт банкир 2001 - с. 34 – 37.

2 А.К. Шукалина, Н.С. Цыпина Мировая экономика введение во внешнеэкономическую деятельность – М.: Логос 2000 – с. 198 – 230.

3 А.М. Козырин, Р.А. Шипенко Конкуренция на мировых рынках и антидемпинговое регулирование – М.: Спарк 1999 – с.93 – 97.

4 Регулирование мировое международной организации – М.: 1995

5 В.Б. Булай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения – М.: Финансы и статистика 1997 – с.63 – 71.

6 Х.А. Шрепнер Международный экономический справочник – М.: Юрист 2001 – с.

7 Механизм международного регулирования – М.: 1997

8 Е.Ф. Авдокушин международные экономические отношения – М.: Юрист 2001 – с.

9 Денис Соловьёв Присоединение России к ВТО: правовые проблемы рынка ценных бумаг // Журнал Рынок ценных бумаг №3 (210) 2002 – с. 59 – 60.

10 Г.М. Зотов  Сотрудничество ВТО с другими международными организациями // Внешнеэкономический бюллетень №7 (июль) 2001 – с. 3 – 5

11 Галина Балашова Какой будет тема следующего российско – американского симпозиума? // Рынок ценных бумаг №3 (210) 2002 – с. 63

12 С.А. Цеханов Мировой энергетический рынок: проблемы регулирования // Внешнеэкономический бюллетень №2 (февраль) 2002 – с.30 – 36

13 Международные экономические отношения 3 издание – М.: 1999

14 А.В. Сидорович Курс Экономической теории – М.: Дело и Сервис 2001 – с.749     



 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.