Рефераты. Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов

Главным учреждением в структуре Всемирного банка является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Членами МБРР могут быть лишь государства – члены Международного валютного фонда. Высшие руководящие органы МБРР – Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Раз в год проходят сессии Совета управляющих в составе министров финансов или управляющих центральными банками стран – членов МБРР, причём сессии Совета МБРР проводятся совместно с МВФ.  МБР получает средства не только от взносов стран – участниц, но также от облигаций. Которые могут покупать частные компании, различные учреждения, общественные и правительственные организации.

        Международный банк реконструкции и развития (так же, как и МВФ) имеет статус специализированного учреждения  ООН. Но в то же время МБРР  -  это самостоятельное учреждение, имеющее свои собственные специфические цели и задачи.

Главное в деятельности МБРР – предоставление долгосрочных кредитов правительствам, а так же частным компаниям  стран – членов Банка (под обязательные государственные гарантии). Большинство кредитов направляется на развитие инфраструктуры: энергетики, связи, транспорта. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), промышленность (до 15%), а также  на образование и здравоохранение. Кредиты предоставляются только под обоснованные  конкретные проекты и программы, способствующие структурной перестройке экономики стран – заемщиков.

С самого начала  МБР ориентировался на оказание помощи в восстановлении экономики стран Западной Европы, разрушенной второй мировой войной. С середины 50х годов его деятельность во всё большей мере сопряжена с развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки. В последнее время МБРР (кроме названных проблем) занимается вопросами урегулирования внешнего долга, оздоровления платёжного баланса развивающихся стран и предоставляет им для этой цели займы. Ныне МБР превратился в центр выработки стратегий развивающихся стран.

Специфика деятельности трёх филиалов МБРР – Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного гарантийно – инвестиционного агенства состоит в следующем: МФК стимулирует экспорт частного капитала в развивающиеся страны и финансирует главным образом частный сектор экономики развивающихся стран (в основном высокорентабельные частные предприятия); МАР предоставляет льготные, нередко беспроцентные, кредиты наименее развитым странам с целью оказания содействия их экономическому развитию и повышению уровня жизни. Кредиты предоставляются сроком до 50 лет, с уплатой до 0,75% годовых; МИГА занимается предоставлением гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим капиталы в экономику менее развитых стран. Корме того, предоставляются услуги инвестиционного консультирования.

Деятельность МВФ и  МБРР теснейшим образом связана. Для  успешной защиты интересов стран во взаимоотношениях с данными организациями необходимо прежде всего сделать эти отношения устойчивыми, чтобы они основывались на приоритете долгосрочных целей и задач. Кредиты МВФ\МБРР способны активно содействовать решению финансовых, структурных и иных проблем переходного периода экономики страны.

[2, ст 226-230]

По замыслу создателей МБРР и МВФ, фонд должен был обеспечивать разработку краткосрочной стабилизационной политики и контроля за ней, тогда как банк – осуществлять средние – и долгосрочные структурные реформы в экономике государств – членов. На практике их взаимодействие выразилось в достаточно простом принципе: МБРР отказывался давать займы  на реконструкцию отрасли тем странам, у которых нет стабилизационной программы, одобренной фондом.

Анализ практики МБ – МВФ последних лет приводит к выводу о том, что элементы наднациональности в этих организациях проявляются в более «мягкой» форме, но отнюдь не исчезли. Скорее эти элементы получили новое развитие. На особенность системы МБ – МВФ указывают многие западные исследователи, характеризуя её как фактор, снижающий активность деятельности системы.

В учредительных документах институционно – правовой механизм был обрисован в самых общих чертах и включал: систему органов управления – высший, исполнительный, административный; систему голосования на основе принципа взвешенного голосования; право принятия обязательных для государств – членов решений.

Структура. Исполнительными органами МБРР и МВФ являются директораты, состоящие из двадцати директоров – представителей государств – членов. Ряд государств назначают своего постоянного директора. Это право предоставляется только тем государствам, которые имеют наибольшую квоту голосов. Следует отметить, что право назначения своего директора может быть предоставлено любому государству, имеющему особые отношения с МВФ (например, когда его валюта наиболее часто используется государствами – членами фонда).

В практике МБРР – МВФ широкое распространение получил опыт создания различных внеуставных комитетов. Эти организации бывают двух видов: объединение структуры нескольких организаций (например, Объеденный комитет по развитию МВФ И МБРР) или комитеты группирующие государства – члены со сходными интересами.

Проект решения готовиться в одном из этих комитетов, затем передаётся во Всемирный комитет или напрямую – в Совет управляющих или директорат, где принимается в виде решения организации, обычно без каких – либо серьёзных изменений.

Комитеты подготовили предложения и предоставили их Временному комитету, принявшему в качестве проекта решения Совета управляющих рекомендации комитета.

Решения. Принцип взешенного голосования в МБРР – МВФ остается основой принятия решений. Государство – член в МВФ и МБР имеет «250 базисных голосов», к которым добавляется по одному голосу за каждые 100 тысяч СПЗ его квоты. «Базисные голоса» в весьма специфической форме служат целями реализации принципами суверенного равенства государств. Количество голосов, набирающихся сверх «базисных», определяет положение государства в международной валютно–финансовой системе. Кроме того, стремление государств – членов предоставлять свои национальные валюты для целей кредитования. Позиции стран – кредиторов усиливаются за счет «поправок» к количеству их голосов. При «поправках» добавляется по одному голосу за каждые 400 тысяч СПЗ чистых продаж национальной валюты.

Выдача кредитов позволяет государству – члену иметь дополнительное количество голосов. В том случае, если государство – член берёт кредиты в иностранной  валюте сверх установленных для него квоты, оно теряет по одному голосу за каждые 400 тысяч СПЗ чистого получения кредита в иностранной валюте. [4, 192-196]

Не менее интересны рекомендации, направленные на структурную перестройку национальной экономики государства – члена. Как правило, комплекс мер структурной адоптации формируется сотрудниками (экспертами) МБРР с учётом специфики экономики данной страны, но с применением мер, работающих в рыночных условиях: либерализация ценообразования, финансовой системы и внутрихозяйственного обмена, приватизация собственности государства, рационализация госсектора, привлечение иностранных инвестиций, конверсия военного сектора и так далее.  Такой документ составляется экспертами фонда с помощью экспертов банка и специалистов страны – члена. В одной части этого документа подсчитываются все финансовые поступления, которые государство ожидает получить из самых разнообразных источников. Во второй части перечисляются все те изменения в экономической политике, которые должно (соглашается) провести данное правительство.

Положение МБ – МВФ обычно строятся на основе четырёх принципов: 1. Рациональная макрополитика – правительство должно уменьшить государственные расходы, обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет, строго контролировать займы государства и уровень эмиссии денег, поддерживать конкурентный обменный курс своей национальной валюты. 2. Рациональная микроэкономическая политика – правительство должно освободить цены, отказаться от регулирования рынка, ввести свободу экспорта – импорта продукции, создать развитую правовую систему, защищающие права собственности. 3. Свободная торговля – правительство должно ослабить меры по защите своей промышленности, создать условия свободной конкуренции товаров. 4. Социальные гарантии – правительство должно обеспечить эффективную деятельность главных социальных институтов: образования, здравоохранения, защиты отдельных групп населения.

Соблюдение этих принципов гарантирует, что государство может рассчитывать на финансирование его затрат по структурной перестройке экономики из резервов МВФ – МБРР.

МБ – МВФ всерьёз обсуждают вопрос о внесении в уставы положений о полномочиях межправительственных организаций на заключение кредитных соглашений с частными инвесторами.

Итак, Мировой банк и Международный валютный фонд создавались как межправительственные организации, определяющие  принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остаётся определяющей в их деятельности и сегодня. В то же время компетенция банка и фонда значительно расширилась: эти организации эволюционировали от решения узкоспециальных валютно–финансовых вопросов к макроэкономическому прогнозированию применительно как к государствам – членам, так и к мировому рынку в целом. МБ – МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба. При этом функции собственно финансового характера   (кредитование, предоставление займов) перестали быть определяющим в деятельности этих организаций.

МБРР – МВФ в области правового регулирования неизменно позволяют склонность к гибким и динамичным методам, позволяющим им вводить новые юридические институты. При этом институционно – правовой механизм МБ – МВФ и сегодня содержит элементы, определяемые в международно–правовой доктрине как наднациональные. К этим элементам относится: а) широкая компетенция организаций по формированию макроэкономической политики в международном масштабе; б) создание обязательных и рекомендательных правил поведения государств – членов при жестком контроле их выполнения с помощью специальных механизмов (надзор – санкция); в) расширения полномочия международных служащих в процессе выработки правил поведения государств и контроле за их соблюдением; г) распространение практики обязывания юридических лиц стран – членов финансировать стабилизационные программы МБ – МВФ. [7,с. 198-201]


Особенностями наднациональной организации является:


- право международной организации на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;

- полномочия организации на создание в целях регулирования этих вопросов: (а) правил, обязательных для государств – членов; (б) механизмов контроля и принуждения для выполнения этих правил;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.