- возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих;
- право организации своими решениями обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств – членов.
Международной организацией наднационального типа является Европейский союз (ЕС), который в лице своих главных органов – Европейского совета, Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии уполномочен создавать правила – регламенты и директивы, обязательные для стран – членов. Кроме того в состав ЕС входит такой орган. Как Европейский суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и обладает полномочиями на принуждение государств – членов к их исполнению.
Примером взаимодействия международной организации и правительств государств – членов может служить Всемирная торговая организация – ВТО.
ВТО – представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговле товарами и услугами. Положение соглашений. Образующих правовую базу ВТО, фактически кодифицирует мировую коммерческую практику, опирающуюся на сложную систему многосторонних отношений, конвенций, решений, выработанных на основе национальных законодательств крупнейших стран мира. ВТО – это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торгово – экономических отношений. Страны, находящиеся вне системы международных правил, определяемых ВТО, не могут участвовать на полных правах в развитии мировой торговой системы и, в частности, в новых многосторонних переговорах по развитию. [1,с.37]
Наднациональные органы.
Необходимость унификации правил, в том числе антидемпингового обложения, ведет к заключении двусторонних и многосторонних соглашений. Примером первого подхода может служить Соглашение о партнерстве. Из многосторонних – это прежде всего комплект соглашений, заключенных на Уругвайском раунде переговоров ГАТТ. Положения этих договорённостей предусматривают создание специальных органов. Создание таких органов обусловлено тем, что при отсутствии контроля со стороны наднационального институционального механизма принимаемые односторонние меры могут поставить под угрозу стабильность уступок в отношении доступа на рынки.
Органы, созданные в соответствии с соглашением об учреждении ВТО и Антидемпинговым кодексом.
ВТО – это законодательная институциональная основа международной торговой системы. ВТО является форумом для переговоров между участниками по вопросам многосторонних торговых отношений. ВТО выполняет также административные функции Договорённости о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. В соответствии с Соглашением ВТО были образованы:
- Конференция министров, состоящая из представителей всех членов ВТО, выполняющая функции ВТО, а также назначающая Генерального директора, который в свою очередь назначает сотрудников Секретариата;
- Генеральный совет, выполняющий функции Конференции министров в перерывах между его заседаниями.
Кроме того, были учреждены различные советы и комитеты для выполнения функций, предписанных им соответствующими соглашениями. Эти органы информируют Генеральный совет о его деятельности.
Комитет по антидемпинговой практике, курируемый Советом по торговле товарами, создан в соответствии со статьёй 16.1 Антидемпингового кодекса.
В состав названого комитета входят представители от каждой страны – участницы Антидемпингового кодекса, причём количество советников и помощников представителя не ограниченно.
Страны – участницы докладывают (раз в полгода) Комитету по антидемпинговой практике о всех принятых временных или окончательных антидемпинговых мерах. Такие доклады предоставляются в распоряжение Секретариата для изучения другими странами – участницами. Кроме того, каждая страна – участница уведомляет Комитет по антидемпинговой практике о компетентных органах, которые уполномочены возбуждать и проводить расследования и информируют представителей других стран о национальном порядке инициирования и проведения антидемпинговых расследований.
[3, с. 93-96]
Всемирная торговая организация представляет собой объединение государств, принятых в развитие Генерального соглашения по тарифам и торговле. Основным документом, оформляющим ВТО, является Соглашение об учреждении организации, дополнительное пакетом из более 50 многосторонних торговых отношениях соглашений.
Страна, вступающая в ВТО, должна быть готова к постоянному диалогу с организацией, поскольку соглашения не статичны и подразумевают возможности для различного понимания тех или иных их положений. Соглашения являются инструментом одних участников, добивающихся преимуществ перед другими или за сёт других.
Принятие этих обязательств и дальнейшие шаги регулирующих органов по их осуществлению способны оказать существенное влияние на национальные товарные рынки и рынки услуг.
Иностранные компании, будь то производители товаров, эмитенты ценных бумаг или поставщики услуг, получив доступ на внутренний рынок страны, будут вступать с гражданами и юридическими лицами в правоотношения связанные со своей профессиональной деятельностью.
Одним из документов, входящих в пакет международных договоров, к которым при вступлении в ВТО присоединяется страна – участница, является Генеральное соглашение о предоставлении услуг, предметом которого являются услуги, оказываемые:
- с территории одного участника на территорию другого;
- на территории участника потребителям, находящимся на территории любого другого из государств – участников;
- поставщиком услуг одного из участников посредствам коммерческого представительства на территории любого другого;
- поставщиком услуг одного из участников посредствам направления своих сотрудников – граждан этой страны – участницы на территорию любого другого участника.
Таким образом, в каждом из представленных случаев международные частно – правовые вопросы должны найти своё разрешение посредствам принятия системы специальных материальных и коллизионных норм, учитывающих интересы государства и специфику соответствующего сегмента гражданского оборота.
Генеральное соглашение о предоставлении услуг устанавливает, что любой участник торговой организации в отношении услуг и иностранных компаний, предоставляющих услуги, обязан обеспечить таким компаниям и соответствующим услугам режим не менее благоприятный, чем действующий в любой другой стране – участнице Генеральное соглашения.
Под термином «поставщик финансовых услуг» понимается любое юридическое лицо или гражданин государства – участника ВТО.
ВТО не вправе устанавливать ограничения в отношении конкуренции иностранных поставщиков соответствующих товаров и услуг с монополистом как на рынке, так и в случае использования монополистом своего положения в частности предоставления тех или иных услуг непосредственно или посредствам аффилированных с ним компаний. [9,с. 59-61]
Важное значение для ВТО в деле расширения сотрудничества с Бреттон – Вудскими институтами имеет возможность более широкого использования информационных источников этих организаций, а также координация работы дабы избежать неоправданного дублирования их действий. В частности большую ценность для ВТО имеет использование макроэкономической информации поддготавливаемой МВФ, особенно при составлении регулярных обзоров торговой политики стран – членов ВТО. Он получил также доступ к важным информационным источникам, какими располагает МБРР, к частности. К данным о мировой задолженности. Показателям мирового развития вообще. И экономического положения развивающихся стран в целом и по отдельным континентам.
Исходя из общей цели лучшего использования совместных ресурсов для пользы всех развивающихся стран, в последние годы ВТО сосредоточил свои усилия на поддержки наименее развитых стан с целью наиболее эффективной интеграции в мировую экономику, более широкого участия в международной торговле.
За последние годы активизировались связи ВТО с неправительственными организациями. Отношения с ними регулируются Марракешским протоколом и последующими решениями Генерального Совета ВТО. Эти организации имеют на министерских конференциях на основе «процедуры предварительной регистрации», а также участвуют в различных симпозиумах, организованных по определенной тематике.
Большие надежды в этой связи возлагаются на совещание министров торговли стран ВТО в Катаре (намечалось на ноябрь 2000г.), на котором предполагается принять решение о проведении нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Однако, по мнению Генерального директора ВТО Майкла Мура, для успешного проведения совещания в Катаре уже необходимо договорится о повестке для нового раунда переговоров.
По состоянию на март 2001г. членами ВТО явилось 140 стран. И на них приходится более 90% мировой торговли.
Корме того, около 30 стран ведут переговоры о вступлении в ВТО, находясь на различных стадиях переговорного процесса по каждой стране, намеревающейся вступить в ВТО, создаётся рабочая группа.[10,с. 4-5]
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
Основу международной торговли составляли двусторонние торговые договора. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий список двусторонней торговли. Результаты заключения двусторонних договоров оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран, которые не предоставляли никаких уступок со своей стороны.[5, с. 63]
ГАТТ – многостороннее соглашение, содержащие принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран – участниц. ГАТТ являлось одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% мировой торговли. Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующих внутреннюю торговлю;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6