Рефераты. Международные расчетные единицы

После введения евровалюты произошли существенные структурные сдвиги на рынках труда и капитала. При этом изменения, которые регламентированы специальными совместными документами, для Европейского Союза более важны, чем для самих участников зоны евро. Еще нельзя уверенно дать оценку работы новых европейских инструментов, но уже очевидно, что структурные изменения на рынке капитала после введения евро не ограничиваются только зоной совместной валюты и затрагивают интересы не только стран ЕС, но и всего мира.

В настоящее время уже произошла интеграция в торговле евро, хотя и не во всех секторах. Рынок стал более  ликвидным, а амплитуда колебаний цен между ставками заимствований и кредитов ниже, чем была ранее.

Наблюдается устойчивый рост негосударственных долговых обязательств, ценных бумаг, которые традиционно более популярны в США, чем в Европе. Вместе с тем, различные международные фонды стали диверсифицировать свои портфели ценных бумаг, уходя от национальных рынков к инструментам еврозоны в целом [13,c.16].

В условиях единого валютного рынка Европейский Союз ожидает, унификация правил государственного урегулирования ряда финансовых операций, а именно:

·        Потеряют свою ограничительную национальную характеристику первичные дилеры по размещению ценных бумаг;

·        Размещение в еврозоне кредитов под залог  недвижимости станет свободным, в то время как в ряде стран эта операция требует специального разрешения;

·        Национальные правительства станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран на своей территории, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики;

·        Различия налогообложения в отдельных странах станут рельефнее, что будет являться фактором их сравнительной конкурентоспособности. Это ускорит интеграцию налоговых систем в ЕС.


Что качается российской экономики, то  появление евро повлекло за собой изменение объективных условий интеграции России  в мировую экономику. Этот фактор требует особого внимания в сфере проведения внешнеэкономической и валютной политики страны. Введение новой евровалюты может отразиться на экономической ситуации в России. Это прежде всего связано с высокой зависимостью страны от мирового рынка. К примеру, около 70,0 % продовольственных товаров, потребляемых жителями крупнейших городов, импортируются из-за рубежа, примерно 35,0 % внешнеторгового оборота РФ приходится на Европейский Союз [19,c. 44].

Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые  и финансовые отношения с ЕС, и имевшая ощутимую привязку рубля к немецкой марке, в действительности оказалась привязанной к евро. Российские фирмы, ведущие торговлю со странами ЕС, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При интенсивном использовании евро в межгосударственных торговых операциях российские эксперты не будут нести курсовые риски и сами страховаться от них.

Следует сказать, что введение евро – это историческое событие, которое  положительно влияя на макроэкономическую ситуацию в Европе, непосредственно затрагивает стратегические интересы России. В целом, последствие введения новой валюты благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач [19,c. 45].

ГЛАВА 3.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.

3.1 ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.

В 70-х годах оснований для веры в СДР было мало. Лишь немногие страны с активным платежным балансом могли бы принять СДР в значительных размерах. Перспектива аккумуляции все большей части своих резервов в СДР, эквивалентном чего стала бы задолженность по СДР  стран со слабыми валютами не привлекала стран-участниц МВФ. Поскольку СДР  не имели собственной стоимости, которая сделала бы их приемлемыми, их стали считать международными неразменными  бумажными деньгами и сами страны и их Центральные банки. Очень немногие страны могли надеяться на то, что МВФ обладает суверенной властью и может создавать деньги в гарантированном качестве законных платежных средств.

Хотя СДР не стали эквивалентом золота, Ямайское соглашение фактически отвергло возможность для золота служить какой-либо полезной цели в рамках международной валютной системы и официально провело мысль о том, что национальная денежно-кредитная политика не должна ограничиваться никакими международными правилами о валютных курсах [7,c. 276]

Создание СДР разрушило монополию национальных резервных валют. В отличие от них это платежно-расчетное средство обладает относительной независимостью от состояния платежных балансов и внутреннего денежного обращения отдельных стран.

СДР играют определенную роль не только по причине их использования как средства для пополнения резервов, но и потому, что могут представлять собой этап для создания универсального международного платежного средства [14].

Многие экономисты считают, что СДР следует рассматривать в большей степени как кредитный механизм, а не как резервную валюту. С другой стороны СДР одновременно являются и тем и другим.

При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. Маловероятно использование СДР в  качестве главного международного резервного актива и превращение их в полномасштабную мировую валюту. Концепция стандарта СДР утратила смысл в 90-х годах, и предстоит изменение этого структурного принципа Ямайской валютной системы [12, c. 86]

Введением ЭКЮ Западная Европа ответила на очевидную исчерпанность функции Бреттон-Вудской валютной системы, с 1945 года и практиковавшей фиксированные обменные курсы.

ЭКЮ в отличие от СДР не только обладала более широкими функциями, но и стало в определенной степени консолидирующей основой развивающегося интеграционного альянса западноевропейских государств. Создание ЭКЮ стало важнейшим шагом на пути создания единой валюты Европы [1, c. 248].

ЭКЮ превратила европейскую валютную систему в важнейший центр валютного тяготения, в котором влияние США минимально. В 90-е годы роль ЭКЮ в международных расчетах существенно возросла, в том числе в коммерческих операциях. Многие внешнеэкономические сделки с участием российских субъектов внешнеэкономической деятельности также осуществлялись с расчетами и платежами в ЭКЮ [20, c148].

После четырех  лет существования евро можно подвести предварительные итоги функционирования этой новой валютной единицы.

Для ЕС выгоды от введения евро Европейская комиссия оценила размерах 0,5 % ВВП, а экономический эффект от полностью интегрированного рынка ЕС может достигнуть 2 % его ВВП. Введение единой валюты стимулирует дальнейшую экономическую интеграцию европейских стран, а также усиливает положительный экономический эффект общего рынка.

Единая валютная политика, проводимая независимым центральным банком, постепенно стабилизирует цены, что весьма выгодно для большинства европейских стран с низкими уровнями инфляции. Финансовый мир все активнее применяет новую валюту.

Четкое определение различий в ценах на товары – аналоги на национальных европейских рынках и тенденция к их сглаживанию, а также поддержание ценовой стабильности усилили конкуренцию на европейском рынке, значительно повысили эффективность распределения ресурсов, что в дальнейшем послужит стимулом долговременного экономического роста.

Уже в 2000 году евро использовались многими участниками рынка – в том числе вне зоны действия рынка -  в качестве предпочтительной денежной единицы при получении займов, вложения инвестиций или торговле товарами. ЭВС придал стимул созданию интегрированного рынка капитала, который по ликвидности сравним с рынком США. Евро ускорило волну реструктуризаций предприятий, которая делает европейскую экономику более конкурентоспособной и позволяя эффективнее разделить портфель акций.        [27, c. 45]


3.2       ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.

       Итоги функционирования СДР с 1970 года свидетельствуют о том, что они еще очень далеки от мировых денег и неполностью выполняют функции международных расчетных единиц [12, c92]

Проблемы стандарта СДР возникли еще на стадии его разработки. Система СДР первоначально была задумана с ограниченной функцией дополнять приток нового монетарного золота. Казалось возможным, что постепенное введение СДР поможет ограничить официальный спрос на золото, по мере того, как центральные банки освоят СДР и проникнутся к ним доверием. Но после принятия решения относительно участия всех стран – членов МВФ в получении квот СДР, вероятность того, что новая система будет принята странами с положительным сальдо платежных балансов, значительно сократилась. Причиной было беспокойство о том, что лишь ограниченное число государств, испытывавших хронические трудности с платежными балансами, быстро используют свои квоты СДР и примут обязательство ликвидировать свои дебиторские позиции. В то же время, страны с положительным платежным балансом, у которых могли образоваться значительные кредитовые остатки в СДР, вскоре утратили бы всякое желание аккумулировать СДР в возрастающих пропорциях, поскольку не видели бы перспектив возможного сокращения таких позиций, а также потому, что основными должниками оказались бы слабые в финансовом отношении страны.

Еще одним недостатком СДР стало наделение их полновесной золотой оговоркой, которая могла быть изменена путем внесения поправок в Устав МВФ. Эта гарантия была фактически шире, чем применявшаяся по обычным заимствованиям МВФ. Некоторые экономисты считали, что золотая оговорка будет препятствовать использованию СДР каждый раз при возникновении угрозы цене золота.

Самый серьезный недостаток СДР состоял в том, что в ходе переговоров концепция этого стандарта была изменена и из дополнения к золоту СДР также стали дополнением к резервным валютам, прежде всего к доллару США [7, c. 276-277]

После выпуска СДР возник еще ряд проблем.

Например,  после отмены золотого содержания СДР возникла проблема их обеспечения. На сегодняшний день этот вопрос не решен и СДР не имеют собственной стоимости. Число валют, входящих в корзину СДР снижается           (с 16 валют в 1974 году, до 5 – в 1981)

Существенной является проблема эмиссии и распределения СДР. Развивающиеся страны при распределении  СДР получают ограниченные Суммы, не превышающие ¼ от общего объема. Поэтому развивающиеся государства предлагают пересмотреть правила распределения СДР. В связи с этим был выдвинут «принцип связи», предусматривающий:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.