|
1999 |
|||
Доллар США |
42,0 |
40,0 |
39,0 |
39,0 |
Евро |
- |
- |
- |
32,0 |
Немецкая марка |
19,0 |
21,0 |
21,0 |
- |
Японская йена |
15,0 |
17,0 |
18,0 |
18,0 |
Фунт стерлингов |
12,0 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
Французский франк |
12,0 |
11,0 |
11,0 |
- |
Источник: [10,c.114]
В настоящее время насчитывается 21,4 миллиардов СДР. Распространение СДР осуществляется пропорционально квоте стран-членов в МВФ. При необходимости страна может обменивать сою квоту СДР на валюту, указанную международным Валютным Фондом, без принятия каких-либо предварительных условий в области экономической политики. Страна должна соблюдать условия использования около 70 % выделенных СДР в течение пятилетнего периода. Фактически страна покупает СДР, так как должна представить свою собственную валюту или валюту другой страны в обмен на СДР [21,c. 33-34].
Первоначально страны были обязаны восстанавливать сумму, потраченных СДР до 30 % выделенной или доли (с января 1979 года по апрель 1981 года не менее 18 %). С мая 1981 года это правило отменено, и страны-заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита [12].
В 1979 году в рамках Европейского Экономического Сообщества была создана региональная валютная система, получившая название Европейская Валютная Система (ЕВС). [11,c. 125]. Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы, основные принципы которых не отвечали интересам западноевропейских стран, так как, во-первых, они не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с долларом США, во-вторых, выражали недовольство введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС [26,c. 20].
Теоретики интеграции и организаторы ЕС неоднократно указывали на то, что, не обеспечив стабильности в валютной сфере, не возможно не только идти вперед к более глубокой и всесторонней координации хозяйственной политики государств-членов ЕС, но и сохранить те этажи интеграции, которые уже возведены [15,c. 89-90].
Необходимость в общей платежной системе интегрирующихся стран привела к созданию в 1979 году аналога единой валюты, своеобразной «суррогатной» счетной единицы, в которой бы производились расчеты между странами. Она получила название ЭКЮ [11,c. 123]
ЭКЮ – (от английского European Currency Unit ) - представляет собой региональную международную валютную систему, используемую странами-участниками ЕВС во взаимных расчетах.
ЭКЮ не существовала в форме банкнот или монет и использовалась только в безналичных расчетах, выполняя роль квазивалюты. Но по мере того, как все расчеты в Западной Европе стали переводиться в ЭКЮ, эта денежная единица стала иметь на бирже такой же курс по отношению к доллару США и другим национальным валютам, как и любая другая реально эмитируемая в денежный оборот конвертируемая валюта.
ЭКЮ являлась составной валютой, поддерживаемой корзиной национальных валют стран Сообщества. Доля каждого участника зависела от его доли в совокупном ВВП и взаимной торговле. На основе валютной корзины формировался центральный курс ЭКЮ :
Таблица 1.2
Квота стран в ЭКЮ (%)
Валюта
Доля
Немецкая марка
32,7
Французский франк
20,8
Английский фунт
11,2
Голландский гульден
10,2
Итальянская лира
7,2
Бельгийский и Люксембургский франк
8,7
Испанская песета
4,2
Датская крона
2,7
Ирландский фунт
1,1
Португальское эскудо
0,7
Греческая драхма
0,5
Источник: [26,c. 20]
Режим валютных курсов в системе предусматривал совместные изменения курсов валют, получившие название «европейской валютной змеи». Пределы взаимных колебаний устанавливались в размере 2,25 % от общего центрального курса (для Италии и Испании ± 6 %). С августа 1993 года из-за обострения валютных проблем ЕС рамки этих колебаний были расширены до ± 15,0 %.
Соблюдение указанного режима подкреплялось регулирующими мерами: изменение процентных ставок, оказывающих влияние на валютный курс, взаимным кредитованием Центральных банков в целях поддержания курсовых состояний и валютными интервенциями [26].
В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ равнялась 32,6 % , французского франка – 19,9 %, фунта стерлингов - 11,5 % , итальянской лиры – 8,1 % , датской кроны – 2,7 % и т.д.
Эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом, так как ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. С этой целью был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20 % официальных золотых резервов стран ЕВС и ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тысяч тонн золота. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в валютные резервы [21,c. 35].
Дальнейшее развитие Европейской интеграции предполагало создание единой валюты, которая будет использоваться не только в сфере безналичных расчетов между странами, но и будет являться законным платежным средством на территории стран участниц ЕВС. В соответствии с Маастрихтским соглашением было решено, что такой валютой станет евро.
1.2 ВВЕДЕНИЕ ЕВРО
В 1992 году в Маастрихте была принято соглашение о введении евро – единой расчетной европейской валюты. Этот шаг стал логическим завершением экономической интеграции в ЕС.
Сценарий перехода к евро предусматривал введение единой валюты в три фазы.
Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием решения Советом Европы о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих необходимым условиям. Под этими условиями подразумевались независимость Центральных банков каждой из стран-участниц ЕС и соответствие четырем критериям конвергенции: ценой стабильности, устойчивости государственных финансов, предельных колебаний курсов в рамках механизмов обменных курсов и уровня долгосрочных процентных ставок:
¨ Уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5 %, а процентные ставки – 2,0 % среднего арифметического таких же показателей в трех странах с самой низкой в ЕС инфляцией;
¨ Курс национальной валюты должен находиться в рамках, предписанных механизмов обменных курсов (МОК);
¨ Бюджетный дефицит не должен превышать 3,0 % ВВП, а государственный долг не должен быть выше 60,0 % от ВВП [18,c. 49-50]
Маастрихтские критерии для стран ЕС рассмотрены в таблице 1.3
Таблица 1.3
Критерии конвергенции
Страна
Дефицит государственного бюджета, % ВВП
Уровень инфляции, %
Государственный долг , 1998 г., % ВВП
Процентная ставка
Германия
-2,7
1,4
61,2
5,6
Франция
-3,0
1,2
58,1
5,5
Италия
-2,7
1,8
118,1
6,7
Испания
-2,6
1,8
67,4
6,3
Нидерланды
1,4
1,8
70,0
5,5
Бельгия
-2,1
1,4
118,1
5,7
Австрия
-2,5
1,1
64,7
5,6
Финляндия
-0,9
1,3
53,6
5,9
Ирландия
0,9
1,2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.