Рефераты. Международная экономическая интеграция и её современные формы

6. Главные интеграционные группировки мира


Интеграционные процессы не происходят спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплек­сов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на осно­ве взаимных соглашений объединяются в региональные межгосу­дарственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйст­венной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:

§         в Западной Европе - ЕС,

§         в Северной Америке - НАФТА,

§         в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,

§         в Евра­зии — СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы про­явились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводст­ва и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция до­стигла наиболее зрелых форм.

6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка


           Европейский союз (ЕС) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме южной части острова), Мальту.

·        1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);

·        1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);

·        1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);

·        c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.




6.1.1. Перестройка по-западноевропейски


Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством кото­рых решаются насущные проблемы, периодически преодолевают­ся накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы «саморегулирования» общества со временен начинают терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит кри­тическую точку, после которой он становится необратимым, об­щественная система рушится. Именно в таком направлении раз­вивался классический западноевропейский капитализм второй половины XIX и первых десятилетий XX в. Слишком слабым пре­достережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталиниз­ма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в обще­ственном сознании европейцев, это тоже было своего рода шоко­терапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего не­обходимо искать в самом европейском обществе.

Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, нацио­нальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сра­зу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого по­средством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат до­зволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в пос­левоенный период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестрой­ки общества.

Главные составляющие перестройки по-западноевропейски та­ковы:

§         переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционер­ной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденци­ям, развитием теории и практики управления производством (ме­неджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием систе­мы государственного (макроэкономического) регулирования;

§          создание и институционализация разветвленной системы ре­гулирования социальных отношений, в первую очередь между тру­дом и капиталом, переход к социально ориентированной эконо­мической политике и развертывание масштабной социальной по­литики («государство благосостояния»), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;

§         становление развитой демократии, характеризующейся пол­ным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политическим плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.

Совокупность происшедших изменений в большинстве запад­ноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии об­щества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы. У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма  непростые.

Один из потенциальных источников дестабилизации — возник­новение общества двух третей. Речь идет о новой технологичес­кой революции, которая повлекла за собой очередную струк­турную перестройку экономики и возрождение массовой безрабо­тицы. В итоге наметился новый социальный раскол между боль­шинством населения («две трети»), которое так или иначе приспо­сабливается к изменениям, и остальной «третью», обреченной по­рой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.

Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребитель­ского общества. Суть его в том, что нынешняя система производ­ства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравствен­ной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возникла современная западная цивилизация.

Еще один угрожающий феномен заключается в новом нацио­нализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран «третьего мира». Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, «чужаков» и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальней­шее обострение этнических отношений.

Тем не менее общественная система, созданная в Западной Ев­ропе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее само­регуляции являются продуктом длительного исторического разви­тия, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложи­лись однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это по­зволяет предположить, что существующая в Западной Европе об­щественная система по-прежнему будет достаточно надежным фун­даментом продолжающегося строительства ЕС.

                           

Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы.  С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС к - мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет со­кращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятст­вования в общепринятой в международной практике форме: рас­ширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стан­дартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торгов­ли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

Чтобы при­близить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требо­вали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств го­сударств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5% — с США. При таком соотношении долларизация внешнеэко­номических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в эко­номических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономичес­кие и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.


6.1.2.     Механизм интеграции


Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать еще один вы­вод: сообщество продвинулось за счет обеспечения целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется перво­степенное внимание.

Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной полити­ческой системе в целом, но в своих конкретных формах существен­но отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и над­национальных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Чле­ны органов второго типа также предлагаются каждым государ­ством, но действуют как независимые лица, не связанные никаки­ми инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между инте­ресами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.