6. Главные интеграционные группировки мира
Интеграционные процессы не происходят спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:
§ в Западной Европе - ЕС,
§ в Северной Америке - НАФТА,
§ в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,
§ в Евразии — СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка
Европейский союз (ЕС) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме южной части острова), Мальту.
· 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);
· 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
· 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);
· c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски
Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы «саморегулирования» общества со временен начинают терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой он становится необратимым, общественная система рушится. Именно в таком направлении развивался классический западноевропейский капитализм второй половины XIX и первых десятилетий XX в. Слишком слабым предостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своего рода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.
Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, национальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сразу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого посредством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат дозволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в послевоенный период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестройки общества.
Главные составляющие перестройки по-западноевропейски таковы:
§ переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям, развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системы государственного (макроэкономического) регулирования;
§ создание и институционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной политики («государство благосостояния»), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;
§ становление развитой демократии, характеризующейся полным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политическим плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.
Совокупность происшедших изменений в большинстве западноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии общества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы. У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые.
Один из потенциальных источников дестабилизации — возникновение общества двух третей. Речь идет о новой технологической революции, которая повлекла за собой очередную структурную перестройку экономики и возрождение массовой безработицы. В итоге наметился новый социальный раскол между большинством населения («две трети»), которое так или иначе приспосабливается к изменениям, и остальной «третью», обреченной порой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.
Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравственной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возникла современная западная цивилизация.
Еще один угрожающий феномен заключается в новом национализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран «третьего мира». Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, «чужаков» и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальнейшее обострение этнических отношений.
Тем не менее общественная система, созданная в Западной Европе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее саморегуляции являются продуктом длительного исторического развития, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это позволяет предположить, что существующая в Западной Европе общественная система по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося строительства ЕС.
Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС к - мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.
Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.
Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.
Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5% — с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.
В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.
6.1.2. Механизм интеграции
Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать еще один вывод: сообщество продвинулось за счет обеспечения целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание.
Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:
— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6