Рефераты. Международная экономическая интеграция и её современные формы

Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешне­торговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, для того чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва, а также согласование эконо­мической политики, включающее вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, со­здаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Эко­но­ми­че­ский со­юз воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны и одновременно идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.

Ва­лют­ный со­юз - фор­ма и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

Ø      со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

Ø      ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

Ø      соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

Ø      фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция - еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, которая проводится в условиях об­щей на­ло­го­вой сис­те­мы, на­ли­чия еди­ных стан­дар­тов, еди­ного тру­до­вого за­ко­но­да­тель­ст­ва и т.д.


4. Цели и последствия интеграции


Цели международной экономической интеграции зависят от той формы, в которой происходит интег­рирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего еди­ную валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие экономической интеграции несомненно имеет поло­жительные эффекты для участвующих сторон и определенные не­гативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способству­ет расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграцион­ных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной сте­пени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Это также способствует рас­про­стра­не­нию пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.  

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее силь­ных парт­не­ров. Нельзя не отметить, что оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит к по­вы­ше­нию цен.

Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок.


5. Теории международной экономической интеграции


В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Представители раннего неолиберализма (1950—1960гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и междуна­родных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

Однако развитие международной экономической интеграции формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма –  американский ученый Бела Баласса считал, экономическая интеграция ведет к более интенсивному участию государства в эконо­мических делах. Большое внимание уделялось эволюции интегра­ции, происходящей на основе как экономических, так и полити­ческих процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интег­рации. Они считали, что в противоположность рыночному меха­низму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной эко­номики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

Представители структурализма— шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной ли­берализации движения товаров, капитала и рабочей силы в ин­тегрируемом пространстве, считая, что свободное функциони­рование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углуб­лению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рас­сматривалась ими как глубокий процесс структурных преобра­зований в экономике интегрирующихся стран, в результате ко­торых возникает качественно новое интегрированное простран­ство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышлен­ности.

В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого — американский эко­номист Ричард Купер и др. — в частности, считали, что централь­ная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого меж­дународного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интег­рация с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оп­тимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.

Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сто­ронами общей экономической политики, согласования социаль­ного законодательства, координации кредитной политики. Дан­ное направление экономической мысли представлено голланд­ским ученым Яном Тинбергеном.

Значительную роль в развитии теории международной экономи­ческой интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шме­лев связывает истоки мировых интеграционных процессов с по­требностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением между­народной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интегра­ции он считает межгосударственное регулирование экономичес­ких процессов, постепенное формирование интеграционного хо­зяйственного комплекса с общими пропорциями и общей струк­турой воспроизводства; устранение административных и эконо­мических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравни­вание уровней экономического развития интегрирующихся стран.

В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступле­ния в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего раз­вития европейской интеграции по пути ее углубления, среди кото­рых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы кон­центрических кругов», «дифференцированной интеграции». В ос­нове первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интегра­ционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходи­мость подписания договоров и ограничение времени. Предусмат­ривается также создание «ядра» с разным составом участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.