Рефераты. Методы комплексной оценки бизнеса

Стоимость для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соот­ветствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвен­таризационная стоимость).

Утшшзационная стоимость — стоимость объекта оценки, равная ры­ночной стоимости материалов, которые он включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки. Утилизируемые материальные активы — это активы, которые достигли предельного состояния вследствие полного из­носа или чрезвычайного события и потеряли свою первоначальную полез­ность. Тесно связана с утилизационной стоимостью скраповая стоимость, представляющая собой вторичную стоимость массы материалов, из кото­рых состоит оцениваемый объект.

Специальная стоимость — стоимость объекта оценки, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговарива­ются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах оценки. Например, разновидностями специаль­ной стоимости являются страховая, таможенная и т.п.

При оценке стоимости предприятия можно использовать и такое поня­тие, как эффективная стоимость — это стоимость активов, равная боль­шей из двух величин: инвестиционной стоимости активов для данного вла­дельца или стоимости их реализации.

Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, служит не истори­ческим фактом, а оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью.

Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на вы­году, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на мо­мент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, выступает его полезность.

Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки. Данная зависимость представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Взаимосвязь между целью оценки и видами стоимости, используемыми для оценки

Цель оценки

Вид стоимоти

Помочь потенциальному покупателю

(продавцу) определить предполагаемую

цену

Определение целесообразности инвестиций

Обеспечение заявки на получение ссуды

Определение налогооблагаемой базы

Определение суммы покрытия по страховому

договору или обеспечение требований в связи

с потерей или повреждением застрахованных

активов


Возможная ликвидация (частичная или

полная) действующего предприятия


Рыночная стоимость


Инвестиционная стоимость Залоговая стоимость Рыночная стоимость или иная стоимость, признаваемая налого­вым законодательством


Страховая стоимость




Ликвидационная стоимость















 

1.5. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса


При расчете стоимости бизнеса оценщик принимает во внимание раз­личные микро- и макроэкономические факторы, к которым относятся сле­дующие.

Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности конт­роля и перепродажи данного бизнеса.

Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить при­быль от продажи объекта после использования. Прибыль от операцион­ной деятельности, в свою очередь, характеризуется соотношением пото­ков доходов и расходов.

Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобрета­ет активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значитель­ным промежутком времени.

Риск. На величине стоимости неизбежно отражается риск как вероят­ность получения ожидаемых в будущем доходов.

Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень права контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как: назначить управляющих, опре­делить величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглоще­нии других предприятий; определять величину дивидендов и т.д. В силу того что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери ча­сти стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ долж­на быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Ограничения. На стоимости предприятия отражаются любые ограни­чения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду с полезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвес­торов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска связано даже с его возрастом: более молодые люди склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем. На спрос и сто­имость бизнеса влияет и наличие различных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только от экономических, но и социальных, и поли­тических факторов, таких, как отношение к бизнесу в обществе и полити­ческая стабильность.

Цены предложения прежде всего определяются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Очень важное значение (для полу­чения дохода) имеет и количество выставленных на продажу объектов.

Выбор решения и покупателя, и продавца обусловлен перспективами развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели гото­вы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определя­ется текущей стоимостью будущих прибылей собственника от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отраслей, в которых предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к верхней границе в случае превышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то же время при превышении спроса над предложением могут появиться в некоторых от­раслях новые предприятия, что приведет к увеличению их числа. В даль­нейшем цены на эти предприятия могут несколько снизиться.

Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производи­телем. Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, оп­ределяется затратами на его создание.


















2 Методы и принципы оценки бизнеса


2.1 Принципы оценки бизнеса

Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса:

    основанные на представлениях собственника;

    связанные с эксплуатацией собственности;

    обусловленные действием рыночной среды.

Большое количество принципов не означает, что можно руководство­ваться ими всеми сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомо­гательные принципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются

лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономи­ки. В реальной же жизни ряд факторов может искажать их действие, на­пример, иногда государственное вмешательство и др. Несовершенство рыночных отношений, характерное для переходного периода к рыночной экономике, еще более деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого по­ведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отноше­ний действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться. Первая группа принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимос­тью только в том случае, когда может быть полезен реальному или потен­циальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивиду­альна, но качественно и количественно определенна во времени, в простран­стве и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в дан­ном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие спо­собно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприя­тия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект неразумно платить боль­ше, чем может стоить создание в приемлемые сроки нового объекта с ана- I логичной полезностью. Еще следует отметить, если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изу­чения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копи­ей, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассмат­ривает его как желаемый заменитель.

Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» определя­ются потребностями и желанием пользователя. Предположим, что неко­торый субъект хочет приобрести в свою собственность кондитерское пред­приятие, производящее конфеты. Сравнивает же он цены на аналогичные предприятия с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пас­тилу и хлеб. Вместе с тем покупатель имеет возможность выбрать бизнес разной направленности. Отсюда можно выделить еще один методологи­ческий принцип оценки стоимости предприятия — принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.