Рефераты. Методы комплексной оценки бизнеса

Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесооб­разным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательно являются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть лю­бой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выс­тупающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчи­ка оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не со­впадать. Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то здесь потреби­телем услуг независимого оценщика будут налоговые органы, использую­щие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контро­ля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налого­плательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответ­ственность за точность полученных в процессе оценки результатов (сто­имости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оцен­щика к объекту.

В целях защиты интересов потребителей услуг оценщиков Министер­ством имущественных отношений РФ (Минимуществом России)[1]принято Распоряжение «О Совете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. В соответствии с Распоряжением Минимуществом России ве­дется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в кото­рый будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами.

В случае, когда основанием для проведения оценки является договор об оценке, на отношения сторон в полной мере распространяются требо­вания гражданского законодательства, в частности Закона «Об оценоч­ной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.).

Согласно Закону в договоре об оценке заказчиком, равно как и оценщи­ком, могут выступать физические лица и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса ин­дивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторона­ми оформляются в договоре об оценке конкретного объекта, ряда объектов оценки либо долговременного обслуживания заказчика по его заявлениям.

Следует отметить, что термин «оценщик» употребляется в двух смыс­лах: во-первых, оценщик — оценочная фирма или индивидуальный пред­приниматель, осуществляющий оценочную деятельность; во-вторых, оцен­щик — физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность. Профессия оценщика появилась в Квалификационном спра­вочнике должностей руководителя, специалистов и других служащих, ут­вержденном Постановлением Министерства труда и социального разви­тия РФ[2] от 21 августа 1998 г. № 37.

Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индиви­дуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей пра­воспособностью, и юридические лица, обладающие специальной право­способностью, при соответствии этой деятельности их уставным целям и

получении лицензии на выполнение оценочной деятельности с учетом со­блюдения его условий[3].

В нашей стране для осуществления оценочной деятельности необходи­мо было иметь лицензию Минимущества России. Количество действую­щих лицензий на I апреля 2003 г. составило 5219, из них в Москве— 775, в Московской области — 211, в Санкт-Петербурге — 207, в Ленинградской области — 31[4].

Рынок уелyi оценочных фирм и индивидуальных предпринимателей в России сейчас достаточно сбалансирован (рис. 1.1)[5].

3

 

2

 
 



7

 

4

 

1

 

5

 

6

 
 

 









                                                                                         


1 – Центральный федеральный округ

2 – Дальневосточный федеральный округ

3 – Сибирский федеральный округ

4 – Уральский федеральный округ

5 – Приволжский федеральный округ

6 – Южный федеральный округ

7 – Северо-Западный федеральный округ

 

 

Рис. 1.1. Рынок оценочных услуг (%)

Более 1/3 оценщиков выполняют свою деятельность в Центральном федеральном округе, каждый пятый участник рынка действует в Приволж­ском федеральном округе, примерно каждый десятый — в Южном, Сибир­ском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, более 4% лицензированных оценщиков — в Дальневосточном федеральном округе.

К объектам оценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:

         отдельные материальные объекты (вещи);

         совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе иму­щество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе пред­приятия);

         право собственности и иные вещные права на имущество или отдель­ные вещи из состава имущества;

         права требования, обязательства (долги);

         работа, услуги, информация;

         иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодатель­ством России установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочных работ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуаль­ной собственности; оценка недвижимости и земли; оценка предприятия (бизнеса).

Распределение оценочных услуг по четырем основным специализаци­ям [6]приведено на рис. 1.2 (%).

 




3

 

1

 

4

 
 




                                                                               

1 - Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

2 - Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности

3 - Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств

4 - Оценка стоимости недвижимого имущества

Рис. 1.2. Основные виды оценочных услуг в России (по специализации)


Из рис. 1.2 видно равномерное представление оценки стоимости раз­личных видов собственности как на федеральном уровне, так и в субъек­тах Федерации, а именно: услуги по оценке стоимости предприятия (биз­неса) и оценке стоимости недвижимого имущества по количеству при­мерно одинаковы, занимают лидирующее — первое место и составляют немногим менее 1/3 рынка; на втором месте — услуги по оценке стоимо­сти машин, оборудования и транспортных средств, они охватывают по­чти 1/4; третье место - - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности составляет 1/5 рынка. Сравнительный анализ распределения основных четырех видов оценочных услуг также показывает примерную сбалансированность их предоставления заказчи­кам в разрезе каждого федерального округа. Так, удельный вес услуг по оценке стоимости предприятия (бизнеса) колеблется от 26% в Централь­ном федеральном округе до 31% в Приволжском федеральном округе, количество услуг по оценке стоимости недвижимого имущества - - от 27% в трех до 29% в четырех округах, по оценке стоимости машин, обо­рудования и транспортных средств — от 22 до 24%, а оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности -- от 20 до 22%. Распределение оценочных услуг по специализациям в федеральных округах России представлено в табл. 1.1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.