Рефераты. Методика формирования учетной политики предприятия

         

          3.2. Способ и сроки списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам

Согласно пункту 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тех­нологические работы» ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года № 115н, списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе (НИОКР) производится одним из следующих способов:

•   линейным;

•   способом списания расходов пропорционально объему продук­ции (работ, услуг).

Срок списания данных расходов определяется организацией само­стоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных ре­зультатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и тех­нологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.

Способ списания расходов устанавливается в отношении каждой конкретной выполненной научно-исследовательской, опытно-кон­структорской, технологической работы.

Поэтому организации в учетной политике следует закрепить положения, согласно которым определение срока использования полученных результатов работ и способа списания расходов произ­водится при принятии к бухгалтерскому учету каждого конкретного актива.

При этом учетной политикой, по нашему мнению, могут быть оп­ределены:

•   службы организации, ответственные за составление обоснован­ного заключения об ожидаемых сроках использования получен­ных результатов НИОКР, в течение которого организация может получать доход, или об объемах продукции (работ, услуг), кото­рые могут быть произведены с использованием результатов рас­сматриваемых работ;

•   форма указанного заключения;

•   порядок определения способа списания расходов. Выбор спосо­ба списания расходов полностью зависит от того, каким образом установлен срок использования результатов работ (определен пе­риодом времени или объемами продукции);

•   документ, которым оформляется решение об определении срока и способа списания расходов по каждой конкретной выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологи­ческой работе. Данный документ должен утверждаться руководи­телем или главным инженером организации.


          3.3. Учет основных средств

          Способ оценки ОС. Порядок оценки первоначальной стоимости основных средств, полученных организацией безвозмездно, а также по дого­ворам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, полностью аналогичен порядку оценки первоначальной стоимости нематериальных активов, полученных по этим же осно­ваниям.

Поэтому особенности применения организацией данного порядка подлежат закреплению в учетной политике.

Согласно пункту 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

Как уже было сказано выше, в соответствии с пунктом 29 Методиче­ских указаний по бухгалтерскому учету основных средств под теку­щей рыночной стоимостью объекта основных средств понимается «...сумма денежных средств, которая может быть получена в резуль­тате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету».

При определении рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:

• о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной фор­ме от организаций изготовителей;

•   сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

•   экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости от­ дельных активов.

В связи с этим организация в учетной политике должна закрепить порядок определения рыночной стоимости, а следовательно, и перво­начальной стоимости основных средств, полученных безвозмездно, указав:

•   лицо (службу организации), являющееся ответственным за предоставление в бухгалтерию организации сведений, на основании которых производится оценка;

•   документ, которым оформляется решение об определении ры­ночной стоимости основного средства (на основании которо­го будет заполняться Акт приема-передачи основных средств и инвентарная карточка учета объекта основных средств (формы
№ ОС-1 и № ОС-6 соответственно)).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по до­говорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, согласно пункту 11 ПБУ 6/01 признается стоимость ценно­стей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, уста­навливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по таким договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

            Следовательно, для обоснованного определения первоначальной стоимости указанных основных средств организации следует иметь в наличии документы, подтверждающие стоимость товаров, переданных в оплату приобретаемых основных средств, или документы, подтверж­дающие цену, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Второй вариант определения стоимости ос­новных средств применяется только в том случае, когда у организации в течение длительного периода времени отсутствуют операции по про­даже товаров, переданных в оплату приобретаемых объектов основных средств. Также такой порядок применим в случае, если условия обычно заключаемых сделок по продаже рассматриваемых товаров существенно отличаются от условий сделки по приобретению основного средства.

При закреплении в учетной политике порядка оценки основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполне­ние обязательств неденежными средствами, рекомендуется установить следующее:

•   порядок расчета стоимости указанных товаров (исходя из средней стоимости товаров за определенный период, стоимости товаров, зафиксированной в прайс-листе на дату передачи товаров, и т. п.);

•   документ, которым данный расчет оформляется (на основании которого будет заполняться Акт приема-передачи основных средств и Инвентарная карточка учета объекта основных средств (формы № ОС 1 и № ОС-6 соответственно)), и лицо (службу орга­низации), ответственное за составление расчета;

•   заключение о невозможности установить стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче в счет оплаты основного средства, и лицо (службу организации), ответственное за состав­ление данного заключения и представление его в бухгалтерию организации;

•   порядок определения цены, по которой в сравнимых обстоятель­ствах приобретаются объекты основных средств, аналогичные приобретаемым организацией;

•   лицо (службу организации), являющееся ответственным за пре­доставление в бухгалтерию организации сведений, на основании которых производится оценка;

•   документ, которым оформляется решение об определении цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются объекты основных средств, аналогичные приобретенным организацией (на основании которого будет заполняться Акт приема-передачи основных средств и Инвентарная карточка учета объекта основ­ных средств (формы № ОС-1 и № ОС-6 соответственно)).

            Переоценка ОС. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческая органи­зация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) пере­оценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регуляр­но таким образом, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отли­чалась от текущей (восстановительной) стоимости.

По нашему мнению, принимая решение о порядке проведения пе­реоценки основных средств, организации необходимо учитывать сле­дующие факторы.

Во-первых, принцип достоверности и полноты бухгалтерской от­четности. В целях достоверного отражения в бухгалтерской отчетности стоимости основных средств она должна быть отражена в бухгалтер­ской отчетности организации в сопоставимой оценке — исчисленной исходя либо из стоимости приобретения (первоначальной стоимости), либо из текущей (восстановительной) стоимости.

Во-вторых, налоговые последствия. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 ПК РФ объектом налогооб­ложения для российских организаций признается движимое и недвижи­мое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтер­ского учета.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом на­логообложения. При определении налоговой базы имущество учиты­вается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае дооценки объектов основных средств их остаточная стои­мость увеличивается, а следовательно, увеличивается налоговая база по налогу на имущество. Таким образом, при проведении дооценки основных средств у орга­низации может возрасти сумма налога на имущество, подлежащая упла­те в бюджет.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ при про­ведении налогоплательщиком после вступления в силу главы 25 НК РФ переоценки стоимости объектов основных средств положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не принимается при опре­делении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для и пей налогообло­жения прибыли.

В-третьих, положения пункта 15 ПБУ 6/01, обязывающие органи­зации, принявшие решения о переоценке основных средств, в последу­ющем переоценивать данные основные средства регулярно.

В-четвертых, трудоемкость процесса проведения переоценки и, воз­можно, значительную величину затрат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.