Рефераты. Методика формирования учетной политики предприятия

Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учет­ной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обра­титься к другим нормативным актам.

В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:

•   учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   территориальные органы государственной статистики по месту ре­гистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   орган, уполномоченный управлять государственным имущест­вом — для государственных и муниципальных унитарных пред­приятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

           Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике орга­низации, если в последней не произошли изменения со времени со­ставления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику (п. 15 ПБУ 1/98).


   1.6. Изменение учетной политики организации

            Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика применяется последователь­но из года в год, изменение учетной политики может производиться в случаях:

•   изменения законодательства России или нормативных актов орга­нов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

•   разработки организацией новых способов ведения бухгалтерско­го учета. Согласно пункту 16 ПБУ 1/98 применение организаци­ей нового способа ведения бухгалтерского учета должно предпо­лагать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

•   существенного изменения условий ее деятельности. Существен­ное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

При этом необходимо учитывать, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.

Таким образом, утверждение способа ведения бухгалтерского уче­та указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.

При изменении учетной политики необходимо учитывать следу­ющее:

1)  изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководите­ля организации (п. 17 ПБУ 1/98). Возможны
два варианта оформления: составление акта, содержащего пол­ный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений;

2)  изменение учетной политики должно быть обоснованным. В при­казе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;

3)  изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным докумен­том (п. 18 ПБУ 1/98);

4)  изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, раскрываются в пояснительной записке в бухгалтерской отчет­ности организации (п. 23 ПБУ 1/98).


Глава 2. Организационно-технические аспекты учетной политики организации

            2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета

            Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйстве иных опера­ций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении рабочего плана счетов организация самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.

           Вместе с тем, организация может не использовать какие-либо синте­тические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается при­менения, например, счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 42«Торговая наценка» и т. п.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются орга­низацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объ­единять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организа­цией исходя из положений Инструкции по применению Плана учетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по во­просам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производ­ственных запасов и т. д.), а также исходя из особенностей деятельности организации.

Кроме того, при закреплении в учетной политике рабочего плана счетов организации следует утвердить корреспонденцию синтетических счетов в отношении фактов хозяйственной деятельности организации, по которым не предусмотрена корреспонденция в типовой схеме, содержащейся в Инструкции по применению Плана счетов.

В учетной политике организации следует установить:

•   перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бух­галтерского учета. Данный перечень может включать не все счета, предусмотренные Планом счетов;

•   перечень субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составленный на основе Плана счетов и адаптированный к потребностям организации;

•   перечень аналитических счетов, необходимых для ведения бух­галтерского учета, составленный в соответствии с требованиями нормативных актов и потребностей организации;

•   применяемую корреспонденцию синтетических счетов, не пре­дусмотренную в типовой схеме.

            2.2. Формы первичных учетных документов и документов внутренней бухгалтерской отчетности

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организаций, должны оформляться оправдательными документами -  первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных доку­ментов, утверждает руководитель организации по согласованию с глав­ным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они со­ставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В случае оформления хозяйственных операций документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первич­ной учетной документации, организация должна соблюдать определен­ные правила.

Так, согласно пункту 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете подоб­ные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов:

•   наименование документа;

•   дату составления документа;

•   наименование организации, от имени которой составлен документ;

•   содержание хозяйственной операции;

•   измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

•   наименование должностей лиц, ответственных за совершение хо­зяйственной операции и правильность ее оформления;

•   личные подписи указанных лиц.

            Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета в формах первичных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. Подобные дополнения в первичные учетные документы могут быть внесены в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации.

Таким образом, в учетной политике организации следует закрепить:

·        хозяйственные операции, которые оформляются первичными учетными документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

·        формы первичных учетных документов, которыми оформляются указанные выше операции;

·        перечень первичных учетных документов, в которые вносятся дополнительные реквизиты. В данном перечне нужно указать при каких условиях вносятся такие реквизиты (всегда или в определенных обстоятельствах), а также наименование таких реквизитов.

           

           Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются для целей представления обособленными подразделениями организации (в том числе выделенными на отдельный баланс) ин­формации о своей деятельности.

Такие формы документов должны быть построены таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятель­ности и изменениях в ее финансовом положении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.