Рефераты. Методика бюджетирования в торговых организациях

Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич, который пишет: "...В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств" [2].

По мнению диссертанта, термин "бюджет прибылей и убытков" точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации. Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует требованиям МСФО.

Исследование научной и учебно-методической литературы, раскрывающей методологию и методику бюджетирования, показало отсутствие в большинстве источников форм бюджета прибылей и убытков. Кроме того, предлагаемые некоторыми экономистами форматы бюджетов (например, О.Д. Кавериной) носят статичный характер и не пригодны для реализации задач бюджетного анализа и аудита.

Формат бюджета (в терминологии автора - плана прибылей и убытков), отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е.В. Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что представляется экономически обоснованным с позиции управления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.

Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Поэтому автор предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав финансовой отчетности.

Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, условно названной товар А. Формат бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4.


Таблица 4

Бюджет прибылей и убытков ЗАО "Антей", руб.


N
п/п

Показатель    

Товар "А"    

Источники  
информации  



Сумма

Процент к 
товарообороту


1

Выручка от реализации
продукции            

400 000

100    

Данные по     
сч. 41, 62 и  
90-1          

2

Себестоимость        
продукции            

170 000

42,5  

Данные по     
сч. 90-2      

3

Валовая прибыль      

230 000

57,5  

Справка-расчет
валовой прибыли

4

Условно-переменные   
издержки обращения   

20 500

5,1  

Данные по     
сч. 44,       
соответствующим
субсчетам     

5

Маржинальный доход   
(прибыль от          
реализации)          

209 500

52,3  

Справка-расчет
маржинального 
дохода        

6

Условно-постоянные   
издержки обращения   

74 350

18,5  

Данные по     
по сч. 44,    
соответствующим
субсчетам     

7

Операционная прибыль 
(п. 5 - п. 6)        

135 150

33,8  

Справка-расчет
операционной  
прибыли       

8

Прочие доходы        

3 400

0,9  

Данные по     
сч. 91-1      

9

Прочие расходы       

2 140

0,53 

Данные по     
сч. 91-2      

10

Прибыль до           
налогообложения      
(п. 7 + п. 8 - п. 9) 

136 650

34,2  

Справка-расчет

11

Налог на прибыль <4> 

32 796

8,1  

Справка-расчет,
декларация по 
налогу на     
прибыль, данные
по сч. 68     

12

Чистая прибыль       

103 854

26    

Справка-расчет,
отчет о       
прибылях и    
убытках       

Работа взята из Интернета.

--------------------------------

<4> Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24%.


Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику. Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же время использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает преемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового, что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления.

Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической работы.

Некоторые экономисты (в частности, Е.В. Иванова) отмечают, что "...с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

- объем продаж и общая прибыль;

- себестоимость продаж;

- процентное соотношение доходов и расходов;

- общий объем инвестиций;

- использование собственных и заемных средств;

- срок окупаемости вложений [1].

В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений. Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели, связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовой отчетности.

Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что является методологически неверным, так как этот документ отражает движение денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически аналитическую форму, пригодную для экономического анализа.

В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа.

Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов.

О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся в отсутствии граф "сумма отклонений фактических показателей от нормативных (плановых)", "причины отклонений" и иных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.