| ||||
N |
Показатель |
Товар "А" |
Источники |
|
|
|
Сумма |
Процент к |
|
1 |
Выручка от
реализации |
400 000 |
100 |
Данные по |
2 |
Себестоимость
|
170 000 |
42,5 |
Данные по |
3 |
Валовая прибыль |
230 000 |
57,5 |
Справка-расчет |
4 |
Условно-переменные
|
20 500 |
5,1 |
Данные по |
5 |
Маржинальный
доход |
209 500 |
52,3 |
Справка-расчет |
6 |
Условно-постоянные
|
74 350 |
18,5 |
Данные по |
7 |
Операционная
прибыль |
135 150 |
33,8 |
Справка-расчет |
8 |
Прочие доходы |
3 400 |
0,9 |
Данные по |
9 |
Прочие расходы |
2 140 |
0,53 |
Данные по |
10 |
Прибыль
до |
136 650 |
34,2 |
Справка-расчет |
11 |
Налог на прибыль <4> |
32 796 |
8,1 |
Справка-расчет, |
12 |
Чистая прибыль |
103 854 |
26 |
Справка-расчет, |
Работа взята из Интернета.
--------------------------------
<4> Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24%.
Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику. Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же время использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает преемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового, что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления.
Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической работы.
Некоторые экономисты (в частности, Е.В. Иванова) отмечают, что "...с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:
- объем продаж и общая прибыль;
- себестоимость продаж;
- процентное соотношение доходов и расходов;
- общий объем инвестиций;
- использование собственных и заемных средств;
- срок окупаемости вложений [1].
В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений. Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели, связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовой отчетности.
Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что является методологически неверным, так как этот документ отражает движение денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически аналитическую форму, пригодную для экономического анализа.
В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа.
Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов.
О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся в отсутствии граф "сумма отклонений фактических показателей от нормативных (плановых)", "причины отклонений" и иных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.