|
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования.
Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.
Процесс бюджетирования
Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы:
Т + П = РТО + Т ,
зн зк
где Т , Т - объем товарных запасов на начало и конец
зн зк
отчетного периода (месяца, квартала и т.д.);
П - объем закупок товаров;
РТО - величина розничного товарооборота (в оптовых
организациях - оптового товарооборота).
Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных, торговых организациях. Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой - не вызовет замораживания товарной массы и падения спроса.
Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов:
- объем и структура розничного товарооборота;
- баланс спроса и предложения на товарном рынке;
- порядок организации снабженческой деятельности;
- уровень цен и их динамика;
- физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность хранения;
- состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1, 4].
В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические.
Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.
Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов.
На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Товарооборачиваемость определяется по формуле:
О = З / Т ,
с о
где О - товарооборачиваемость, дни;
З - средний товарный запас за период;
с
Т - однодневный товарооборот.
о
Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).
В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ОАО "Матрица" приведен в табл. 2.
Таблица 2
Сводный бюджет закупок и товарных запасов ОАО "Матрица"
N
п/п
Показатель
Наименования товарных
групп
Итоговая
сумма
Дискеты
Картриджи
Кардридеры
1
Объем
товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
1 500
560
240
2 300
2
Объем
розничного
товарооборота
18 000
400 000
44 000
462 000
3
Прочее
выбытие товаров
(лом, бой)
-
3 000
-
3 000
4
Величина
потребности в
товарах
19 500
403 560
44 240
467 300
5
Объем
товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.