Рефераты. Менеджмент (шпаргалки)

6. Организационные структуры предприятия

Организационная структура – внутренний каркас, рамки внутри которых организация решает, как должны разделяться задачи, использоваться ресурсы и координироваться деятельность подразделений

Организационная структура формируется сверху вниз, т.е. от высших руководителей к низшим в 3 этапа:

n      1 этап: организация делится по горизонтали на крупные блоки, каждый из которых соответствует определенному направлению деятельности организации.

n      2 этап: для этого, чтобы облегчить управление данными блоками, они делятся на более мелкие подразделения, цеха, отделы, секции и т.д.

n      3 этап: распределяются обязанности, права и ответственность должностных лиц.

Факторы,  определяющие организационную структуру и факторы, влияющие на нее:

n      Размер организации

n      Возраст организации

n      Стратегия (цели)

n      Контингент (персонал)

n      Задачи

n      Продукция (услуги)

n      Культура.

Требования к организационной структуре:

n      Организационная структура должна показывать разделение управленческого труда

n      Организационная структура должна  отвечать целям и задачам фирмы

n      Должна быть гибкой, т.е. меняться и адаптироваться при изменении задач и целей фирмы

n      Должна быть оптимальной, т.е. содержать минимальной количество звеньев управления

n      Должна быть экономической, т.е. создание при минимальных затратах.

8. Основные типы организационных структур

Линейная организационная структура
при данной структуре линейный руководитель выполняет все функции управления.

Преимущество:

n      простота управления

n      четко выраженная ответственность

Недостатки:

n      затруднительные  связи между инстанциями

n      отсутствие  звеньев по планирование и подготовки решений

Функциональная организационная структура
при данной структуре вместо универсальных  менеджеров появляется штат специалистов, каждый из которых ответственный за выполнение определенных функций.

Преимущество:

n      высокая компетентность специалистов ответственных за осуществление конкретных функций.

n      уменьшение потребностей  специалистов широкого профиля.

Недостатки:

n      появление тенденций чрезмерной централизации.

n      деятельность процедур принятия решений.

Комбинированная (линейно-функциональная)
организационная структура
при данной структуре призван командовать и распоряжаться, а функциональный консультировать.

Преимущество:

n      более глубокая подготовка решений и планов связанная со специализацией работников.

n      освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем.

Недостатки:

n      отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне управления между отделениями.

n      недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящиеся решений, как правило их реализует.

Матричная (решетчатая) организационная структура

Преимущество:

n      усиление контроля за решением отдельных задач  проекта.

n      повышение личной ответственности за выполнением программы в целом и ее  составных элементов.

Недостатки:

n      присутствие духа, кадрового соперничества между руководителями программы

n      трудность в приобретении навыков необходимых для работы по новой программе.

10. Планирование как процесс

Планирование -  процесс выработки, определения целей и методов достижения целей.

Принципы планирования

n      Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации.

n      Научная обоснованности оптимальность решений.

n      Доминирование стратегических аспектов в планировании.

n      Комплексность   планирования.

n      Ресурсная сбалансированность планов.

n      Гибкость эластичность планирования.

n      Непрерывность планирования.

Классификация планирования

По степени охвата:           

n      общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

n      частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности

По содержанию планирования:

n      стратегическое (поиск новых возможностей);

n      тактическое (создание определенных предпосылок);

n      оперативное (реализация возможностей)

По срокам:

n      краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

n      среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

n      долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

n      План – цель – представляет собой набор  качественных (объем) и количественных (прибыль) характеристик, желающего состояния объекта, управления и его отдельных элементов в будущем.

n      Планы повторяющихся действий, предписывающие их сроки, порядок осуществления в стандартных ситуациях (товарооборот).

n      Планы неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем (закупка оборудования).

Стратегия – система мероприятий, действий и решений, позволяющих достичь намеченной цели.

Стратегическое планирование - особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий развития фирмы, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

10. Процесс стратегического планирования

Требования, предъявляемые к стратегическому планированию

q     соответствие плана миссии организации;

q     увязка плана с имеющимися ресурсами, его соответствие стилю управления фирмой;

q     совместимость планов структурных подразделений фирмы;

q     объективная оценка складывающейся ситуации;

q     развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий;

q     наличие большого фактического материала.

q     планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

11. Мотивация
трудовой деятельности

Мотивация – это стимулирование деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Потребность – это ощущение человеком психических и физических недостатков чего-либо.

Разделяют на:

n      Первичные – материальные, пища, вода, воздух, одежда, безопасность

n      Вторичные – социальные, духовные, психологические, власть, успех, уважение.

Содержательные теории мотивации

12. Иерария потребностей
Абрахама Маслоу

Суть теории:

n      Маслоу создал иерархию потребностей человека, которая определяет его поведение.

n      Потребности высшего уровня мотивируются пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

n      Когда удовлетворены первичные потребности, высший уровень становится доминирующим и должен включатся в мотивационные планы руководителя.

n      Руководитель должен определить какое место на шкале потребностей занимает его работник, и мотивировать его вышестоящей потребностью.

n      Данная структура не является элитной и строгой.

Процессуальные теории мотивации

Теория ожидания В.Врум

Суть теории:

n      Поведение людей определяется не только потребностями, но и зависит от ожидания человеческих последствий результата своего труда.

n      Руководитель должен вознаграждать только за эффективную работу

n      Руководитель должен знать, что является ценным для его подчиненных

Процессуальные теории мотивации

Теория справедливости

Суть теории:

n      люди субъективно определяют отношение полученного ими вознаграждения к затраченным ими усилиям,

n      сравнивают его с вознаграждением, получаемым другими за аналогичную работу.

n      если же работник считает, что его собственные усилия непропорциональны полученному вознаграждению, и прежде всего в сравнении с коллегами,

n      при этом мотивация к труду снижается, возникает психическое напряжение

15. Контроль как процесс

Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно – хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов)
и изменений внешней среды.

Задачи контроля:

n      сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

n      оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка).

n      анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функции – анализ)

n      прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Виды контроля

n      Предварительный контроль является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. На предприятиях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

n      Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе деятельности предприятия.Текущий контроль не проводится буквально одновременно с ходом хозяйственной деятельностью предприятия. Этот контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных в ходе хозяйственной деятельности, направленной на достижение поставленных целей.

n      При контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Этапы процесса контроля

В процессе контроля различается три этапа:

n      Выработка стандартов и критериев

n      Сопоставление с ним и реальных результатов деятельности предприятия

n      Принятие необходимых корректирующих действий

Выработка стандартов и критериев

первый этап управленческого контроля.

     

n      Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выработаны из многочисленных целей

Сопоставление с ним и реальных результатов деятельности предприятия

второй этап управленческого контроля.

     

n      На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют установленным стандартам, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основной для решения о начале действия. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштабов отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

Принятие необходимых корректирующих действий

третий этап управленческого контроля.

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:

q     Ничего не предпринимать

q     Устранить отклонения

q     Пересмотреть стандарт

     

26. Методы управления

Методы управления – это совокупность приемов   и способы воздействия на управляемый объект для достижения постановленных организацией целей.

Управленческие решения

Управленческие решения – это совокупность взаимосвязанных целенаправленных и логически последовательных действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Требования к управленческому решению:

n      эффективность

n      экономичность

n      своевременность

n      обоснованность

n      реальность

n      целенаправленность

n      иерархия, субординация

n      адресность

n      обеспеченность

n      директивность

Методы принятия управленческих решений

Коллективные

1) Метод «Мозговой атаки»

n      Работает группа специалистов из 5-10 человек, люди находятся в состоянии мышечной и психологической расслабленности, предлагают самые разные идеи.

n      Критиковать запрещено, можно хвалить, продвигать дальше. Все идеи записываются без указаний авторства, затем они приводятся в логический порядок и каждая идея обсуждается в группе экспертов.



Коллективные

2) Метод «Дельфы»

n      многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования и полученные результаты дорабатываются сообщаются экспертам с указанием расположения оценки.

n      1-ый тур анкетирования проводится без аргументации.

n      Во 2-м туре отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. Опрос прекращается и принимается решение экспертами или скорректированное решение


Коллективные

3) Метод «Кингисё»

n      Японская кольцевая система принятия решений. Ее суть в том, что на рассмотрение готовятся проекты новшеств. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде.

n      После этого проводиться совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.





            &





Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.