Рефераты. Менеджмент (шпаргалки)

4) Период информации (1960 – по наст.время)

n      Появление данного периода следствие применения в управлении компьютерной техники. Компьютеризация управления.

19. Теория и практика развития управления

Научные школы управления

Школа научного управления (1885-1920)

Представители:         Ф. Тейлор, Генри Гантт, Моррис Кук

                                               Френк и Лиллиан Гилберты,


Фредерик Винслоу Тейлор (1856-1915) - главный инженер сталелитейной компании в США.

Вклад:

n      Использование научного анализа для повышения эффективности способов выполнения задач.

n      Отбор и обучение работников

n      Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективной работы

n      Использование материального стимулирования для повышения производительности

n      Отделение планирования и обдумывание  от самой работы.

Недостаток: представители этой школы игнорировали проблемы управления организации в целом.

Классическая (административная) школа (1920 – 1950)

Представители: Анри Файоль, Урвик, Муни, Гинзбург, Макс Вебер

Анри Файоль (1825-1925) - руководитель французской горно – добывающей компании в течении 30 лет.

Вклад:

n      Основное внимание уделялось управлению персоналом и прежде всего административным кадрам.

n      Разработка универсальных принципов управления, следуя которым организация должна добиться успеха.

Универсальных принципов управления

            1.Разделение труда.
2. Власть.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (командования).
5. Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива.
14. Единение персонала.

Недостаток: представители этой школы рассматривали организацию как замкнутую систему и изыскивал пути повышения ее эффективности внутри организации.

Школа человеческих отношений (1930-1950)


Представители:         Элтон Мейо, Абрахам Маслоу


            Элтон Мейо (1880-1949) - руководитель отдела изысканий                                         гарвардского университета

Вклад:

  • Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

Школа количественных методов  (1950 - …)

Представители: В.Немчинов

 

Вклад:

n      Восприятие управленческих проблем посредством применения моделей

n      Помощь руководителям по принятию решений в сложных ситуациях.


            Школа поведенческих наук (1950 - …)


Представители: Ф. Герцберг

Вклад:

n      Управление организацией таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом, раскрывал свои творческие способности.

2. Современные подходы
к управлению

Процессный подход – процесс, состоящий из основных функций управления

n      планирование –разработка целей развития предприятия и путей достижения этих целей

n      организация управления фирмой – процесс создания структуры предприятия и взаимосвязь между звеньями управления

n      мотивация трудовой деятельности – процесс стимулирования или побуждения людей в деятельности для удовлетворения личных потребностей и достижения целей организации

n      контроль – сравнение достигнутых результатов с запланированными, с целью отработки корректировки мер

Системный подход –любая организация представляет собой открытую систему

n      Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

n      Любая система состоит из трех взаимосвязанных частей

n      I часть – ВХОД – все ресурсы, которые необходимы для работы предприятия    (трудовые, финансовые, материальные, информационные)


n      II часть – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – сам процесс (производственный процесс, торговый процесс, учебный процесс)


n      III часть – ВЫХОД – то, что получилось в результате преобразования (товары, услуги, знания, прибыль).

Ситуационный подход

Руководитель, который хочет работать эффективно, должен научиться пользоваться стилями руководства (авторитарным, демократическим, либеральным), применять власть, методы управленческого влияния в зависимости от создаваемой ситуации, то есть эффективный руководитель должен вести себя по-разному, адаптироваться к ситуации.

3. Зарубежный опыт управления

Японская модель управления

  1. Управленческие решения принимаются коллективно, на основе единогласия.
  2. Ответственность коллективная.
  3. Нестандартная, гибкая система управления.
  4. Неформальная организация контроля.
  5. Коллективный контроль.
  6. Замедление оценки работника.
  7. Основным качеством руководителя является, умение осуществлять координацию действий и контроля.
  8. Ориентация управления на группе.
  9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату.
  10. Личные, неформальные отношения  с подчиненными.
  11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.
  12. Подготовка руководителей универсального типа.
  13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу.
  14. Долгосрочная занятость руководителей в фирме.

Американская модель управления

  1. Индивидуальный характер принятия решений.
  2. Индивидуальная ответственность
  3. Строгое формирования структуры управления.
  4. Четко формированная структура контроля.
  5. Индивидуальный контроль.
  6. Быстрая оценка результатов работника.
  7. Главным качеством руководителя является, профессионализм и инициатива.
  8. Ориентация управления на одного человека.
  9. Оценка управления по индивидуальному результату.
  10. Формальные отношения с подчиненными.
  11. Деловая карьера обусловлена личным результатом.
  12. Подготовка узкоспециализированных руководителей.
  13. Оплата труда по индивидуальному достижению.
  14. Найм на работу в короткий срок.

5. Организация –
объект менеджмента

Организация  - социальная общность,  состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Жизненный цикл организации – объективная реальность, состояние организации на настоящий период времени.

Жизненный цикл организации

1) Рождение                                   

n      Гл. цель: выживание

n      Осн. задача: выход на рынок

2) Детство, юность

n      Гл. цель: получение краткосрочной прибыли и ускоренный рост

n      Осн. задача: укрепление позиций и захват части рынка

3) Зрелость

n      Гл.цель: рост по разным направлениям деятельности

n      Осн.задача: формирование имиджа

4) Старение

n      Гл. цель: сохранение достигнутых результатов

n      Осн. задача: обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

5) Возрождение или исчезновение

n      Гл. цель: обеспечение оживления по всем функциям, рост организации за счет сплоченности коллектива.

n      Осн. задача: возрождение, внедрение инновационного механизма, введение научной организации труда и коллективное премирование.

Внутренняя среда организации –
все то что находится внутри организации

n      Цели – конечный желаемый результат

n      Структура предприятия является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей. В основе структуры предприятия лежит  горизонтальное и вертикальное разделение труда и выполняемая работа четко делится и по горизонтали и по вертикали.

n      Задача - это предписание, работа, которая должна быть выполнена заранее установлении способом и в заранее оговоренные сроки.

n      Технология - четвертая важная внутренняя переменная предприятия, представляющая собой последовательность выполнения работы.

n      Люди  - решающая внутренняя переменная предприятия.


7. Разделение
управленческого труда

Разделение управленческого труда – это специализация управленческих работников на выполнение определенных функций, разграничение их прав и ответственностей.

Существует два вида разделения управленческого труда:

1)      Горизонтальное разделение труда – распределение определенных функций между подразделениями

2)      Вертикальное разделение труда – распределение на три уровня управления


Вертикальное разделение труда

n      Низовой уровень – включает в себя менеджеров, имеющих в своем подчинении работников непосредственно исполнителей труда (руководители отделов, секций, цехов, участков, смен).

n      Средний уровень – включает в себя 50 – 60 % управленческого персонала (менеджеры, ответственные за ведением хозяйственного процесса, бухгалтера, товароведы, экономисты).

n      Высший уровень – включает 4 – 7% управленческого персонала (администрация).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.