Рефераты. Маркетинг на предприятии

Производители часто допускают ошибку, уделяя основное внимание произ­водству материальных продуктов и упуская из виду качество услуг, ими предо­ставляемых. Они предпочитают скорее продавать товары, чем удовлетворять потребности. Материальный объект — средство предоставления услуг. Производители — субъекты рынка должны продавать скорее полезность или услуги, предоставля­емые материальными продуктами, нежели делать акцент на их физических ха­рактеристиках.


Ценность, издержки и удовлетворение потребителей


Решающими факторами при выборе покупателем определенного товара, способного удовлетворить его нужды, являются ценность товара и удов­летворение. Ценность — это оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды. Предположим, что покупателя интересуют прежде всего скорость передвижения и комфорт. Если бы ему предложили получить любой товар из списка бесплатно, он выбрал бы автомобиль. Но поскольку приобрете­ние каждого товара связано для клиента с определенными издержками, он не обязательно остановит свой выбор на автомашине, так как издержки, связан­ные с ее приобретением, значительно выше, чем расходы на велосипед или так­си. Чтобы стать владельцем автомобиля, покупателю придется отказаться от других благ (альтернативные издержки). Поэтому, прежде чем сделать окончательный выбор, он очень тщательно сопоставит ценность товара и его цену и выберет тот, который обеспечит максимальную ценность.


Обмен и трансакции


Человек может получить необходимый ему товар одним из четырех спосо­бов. Первый — самостоятельное производство, самообеспечение. Если он голо­ден — он наловит рыбы, сходит на охоту или соберет ягоды. В этом случае нет ни рынка, ни маркетинга. Второй способ — насилие. Человек с пустым желуд­ком может отвоевать или украсть пищу у других людей. Единственное, что он может предложить контрагентам, — чувство обиды, разочарования. Третий спо­соб — попрошайничество. Проголодавшийся индивид может попросить еду у сородичей в обмен на его чувство благодарности и восхищения благородством жертвователей. Четвертый способ — обмен. Человек, испытывающий чувство голода, может предложить в обмен на необходимую ему еду, например, деньги, товары или услуги. Маркетинг появляется в тот момент, когда люди решают удовлетворять нужды и потребности посредством обмена.

Обмен есть акт приобретения некоего желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне. Для того чтобы произошел обмен, необходимо соблюсти следующие пять условий:

1.   Наличие по крайней мере двух партнеров.

2.   У каждой стороны должно быть что-то, представляющее ценность для другой.

3.   Каждая сторона готова к сотрудничеству и поставке товара.

4.   Каждая сторона вправе принять или отвергнуть предложение об обмене.

5.   Каждая сторона считает предложение о сотрудничестве возможным или выгодным.

Будет ли обмен действительно иметь место или нет — зависит от того, насколь­ко обе стороны согласны сего условиями; обмен должен улучшить или, по крайней мере, не ухудшить положение обеих сторон. Иногда обмен рассматривают как про­цесс создания ценности, поскольку в нем обычно выигрывают обе стороны.

Обмен следует рассматривать скорее как процесс, нежели как единовремен­ный акт. В обмене участвуют две стороны, которые ведут переговоры о его условиях. Если они пришли к согласию, можно сказать, что сделка состоялась. Обмен ценностями между двумя или более сторонами называется трансакцией. Если один человек дал другому деньги и взамен получил телевизор, - это  пример денежной трансакции. Однако при совершении обменной сделки деньги не обязательны. Бартерная сделка заключается в про­даже товаров или услуг в обмен на другие товары или услуги.

Трансакцию можно рассматривать по меньшей мере в трех представляющих цен­ность товара измерениях – условия, время и место соглашения. Обычно юридичес­кая система настаивает на заключении сторонами договора об обмене. В отсутствие закона о контрактах стороны, заключающие сделку, непременно испытывали бы со­мнения и взаимное недоверие, что привело бы к обоюдным потерям.

Трансакция отличается от трансферта (передачи). При трансферте первый пере­дает второму продукт, но ничего не получает взамен. Подарки, субсидии и благо­творительные взносы — все это относится к трансфертам. Может показаться, что маркетинг должен заниматься только изучением трансакций. Тем не менее, поведение человека, участвующего в процессе передачи чего-либо, может рас­сматриваться сквозь призму концепции обмена. Обычно, дающий предполагает получить что-либо взамен, например благодарность или хотя бы хорошее отно­шение принимающего. Профессионалы, специализирующиеся на сборе пожерт­вований и взносов в различные общественные фонды, прекрасно понимают такие желания и стараются отблагодарить жертвователя благодарственным письмом, специальным журналом или приглашением на торжественное мероприятие. Не так давно получила признание расширенная концепция маркетинга, которая изучает не только поведение сторон, участвующих в трансакциях, но и условия трансфертных сделок.

 

Отношения между партнерами и система взаимодействия

Маркетинг отношений — практика постро­ения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных привилегированных отношений. Умеющие быстро и хорошо работать компании-производители стараются выстроить долго­срочные доверительные взаимовыгодные отношения с наиболее ценными потре­бителями, дистрибьюторами, дилерами и поставщиками. В качестве «строительно­го материала» используются высокий уровень обслуживания и разумные цены. Маркетинг отношений направлен на установление тесных экономических, техни­ческих и социальных связей с партнерами, которые позволяют снизить трансакционные издержки и сэкономить время, что превращает трансакции из предмета переговоров в рутинный процесс.

Конечный результат, к которому стремится маркетинг отношений, — форми­рование уникального актива компании, называемого маркетинговой системой вза­имодействия. Маркетинговая система взаимодействия включает в себя компанию и все остальные заинтересованные в ее работе группы: потребителей, наемных ра­ботников, поставщиков, дистрибьюторов, розничных торговцев, рекламные агент­ства, университетских ученых и всех, с кем компания установила взаимовыгодные деловые отношения. Таким образом, конкурируют уже не столько компании-произ­водители, сколько системы взаимодействия в целом. В этом случае выигрывает та компания, которой удалось построить наиболее эффективную систему. Принцип дей­ствия прост — постройте хорошую систему отношений с ключевыми заинтересо­ванными группами, и вам гарантирована прибыль.

Рынки

 

Теория обмена ведет к концепции рынка. Рынок образуют все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Таким образом, размер рынка зависит от числа людей, испытывающих опреде­ленные нужды или потребности и располагающих ресурсами, в которых заинтере­сованы другие индивиды, желающие и имеющие возможность предложить их в обмен.

Традиционно «рынком» называли место, например деревенскую площадь, где собирались покупатели и продавцы, для того чтобы обменяться товарами. Экономисты используют этот термин применительно к группе покупателей и продавцов, которые обменивают один определенный товар или целый класс товаров; отсю­да рынок бытовой техники, зерновой рынок и т. д. В то же время в маркетинге торговля рассматривается как представитель отрасли, а покупатели как состав­ляющая рынка. На рис. 1.3 показаны отношения отрасли и рынка. Отношения продавцов и покупателей подразделяются на четыре потока. Со стороны продав­цов идут потоки товаров, услуг и коммуникации (реклама, прямая почтовая рас­сылка и т. д.); навстречу им устремляются деньги и информация (отношение поку­пателей к товару, данные о продажах и т. д.). Внутренний круг — это обмен товаров и услуг на деньги; внешний круг — обмен информацией.

Деловые люди часто используют термин «рынки» по отношению к различным группам покупателей: рынок нужд (например, диетических продуктов), товарный рынок (рынок обуви), демографический рынок (рынок молодежных товаров и услуг) и географический рынок (французский рынок). Расширенная трактовка рынка позволяет включить в него не только потребителей, но и другие группы, например рынок избирателей, рынок труда, рынок пожертвований.

Современная экономика состоит из множества рынков. Пять основных рынков и связующие их звенья показаны на рис. 1.4. По существу, производи­тели на рынках ресурсов (рынки сырья, рынки труда, рынки денег и др.) при­обретают ресурсы и превращают их в товары и услуги, а затем продают гото­вую продукцию посредникам, реализующим ее конечным потребителям. Потребители продают свой труд за деньги, которыми они расплачиваются за товары и услуги. Правительство использует денежные средства, полученные в форме налогов, для закупки товаров на рынках ресурсов, производителей и по­средников и направляет их для удовлетворения общественных нужд. Любая — национальная или мировая — экономика представляет собой комплекс взаимо­действующих рынков, объединенных процессом обмена.

Рис. 1.3. Простая маркетинговая система

 

 

Рис.1,4. Структура обмена в современной экономике

 


Активные субъекты рынка и предполагаемые покупатели


Концепция рынков завершает концепцию маркетинга. Маркетинг – работа с рынками, направленная на актуализацию потенциальных обменов в целях удовлетворения нужд и потребностей человека.

Когда одна из сторон ищет возможные варианты обмена активнее, чем другая, мы называем первую предпринимателем или активным субъектом рынка, а вторую – предполагаемым покупателем.

Активный субъект рынка – это субъект рынка, занятый поиском одного или нескольких предполагаемых покупателей, которые могут принять участие в обмене ценностями. Предполагаемый покупатель – человек или фирма, которого (которую) предприниматель определяет как потенциального участника обмена ценностями.

Активный субъект ранка может быть и продавцом, и покупателем. Например, несколько людей хотят купить выставленный на продажу дом. Каждый из предполагаемых покупателей попытается предложить себя продавцу в наиболее выгодном положении; практически все они занимаются маркетингом. Обе стороны заинтересованы в обмене, поэтому каждая из них является активным субъектом рынка, а ситуация, в которой они находятся, называется взаимным маркетингом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.