Рефераты. Лекции по финансам

Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет - годовой финансовый план расходов региона и источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).

Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный или местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (28 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2 % от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.

27. Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.


Муниципальные финансы представляют собой  денежные средства, которые обеспечивают осуществления большинства функций  муниципальных образований.           

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов предусмотренных налоговом законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящейся в муниципальной собственности. И доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования: на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, приводящих  к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований , а также другие не налоговые доходы.

Муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти:

1. Осуществление муниципальной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение)

2. Защита интересов граждан на уровне органов местного самоуправления.

3. Соц. поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий.

4. Оказание группам граждан, имеющих льготы, безвозмездные услуги, финансируемые за счет местного бюджета.

Использование муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий:

§             использование финансов в соответствии с их назначением  ( невозможность выполнения действий, не имеющих юридического значения);

§             независимость органов муниципальной власти при осуществлении конкретных действий;

§             эффективность организации соответствующей деятельности ит.д.;

Необходимость в использовании муниципальных финансов наступает в следующих случаях:

1)                      если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме соц поддержки малообеспеченных граждан, она финансируется из части муниципальных финансов, формируемых за счет налогов местного бюджета;

2)                      если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или определенному кругу лиц и имеют юридическое значение, т.е. порождает права и обязанности этих граждан по отношению к третьим лицам, - такая деятельность должна финансироваться за сет сборов, т.е. оплачиваться в виде сбора гражданами – получателями указанных муниципальных услуг;

3)                      не допускается осуществление какой-либо платной деятельности муниципальных образований  за исключением оплачиваемой установленными законно сборами. Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введении платных услуг муниципальных учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг.

28. Содержание финансового регулирование, его формы и методы

Финансы и их роль


Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. fmancia — наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. На уровне физических и юридических лиц — на предприятиях и в домашних хозяйствах — образуются первичные финансы.

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений. Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.

Фискальная политика

Фиксальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.