Рефераты. Лекции по финансам

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

42. Государственные внебюджетные фонды, основные источники

их формирования.

Главная причина создания внебюджетных фондов- необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

­        специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

­        отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

­        прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

­        займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) и др.;

экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд инвестирования жилищного строительства, Фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, объединились с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательными органами субъектов Федерации рекомендовано консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

 

43. Пенсионный фонд РФ, направления использования средств

фонда.


Введен в действие с 1 января 1992г. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет таких источников:

·     страховые взносы в виде отчислений от ЕСН;

·     страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

·     средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

·     добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

·     доходы от коммерческих финансово-кредитных операций;

·     часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР.

Все плательщики обязаны зарегистрироваться в ПФР. Размер взносов предприятий и организаций в ПФР определяется ежегодно Верховным Советом РФ по предоставлению Правления фонда. Страховой тариф устанавливается в процентах (%)  к фонду оплаты труда.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

-                     государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

-                     пенсий по инвалидности;

-                     пенсий военнослужащим;

-                     компенсации пенсионерам;

-                     материальной помощи престарелым и инвалидам;

-                     пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

-                     пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

-                     также в бюджете на 2006 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

Часть средств Пенсионного фонда используется на нужды самого фонда.

44. Основные задачи, реализуемые фондом социального 

страхования.

Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

ФСС - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного значения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринима-тельской деятельностью.

Основные задачи Фонда:

обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение - оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования образуется за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.