Рефераты. Конспект лекций по маркетингу (Пермский государственный университет)

Концентрированный  (целевой) маркетинг ориентирован на выпуск товаров, максимально удовлетворяющих требованиям конкретных потребителей. Данный подход особенно эффективен в условиях насыщенного рынка и ограниченных ресурсов, когда практически невозможно охватить весь рынок или несколько сегментов. Этот тип маркетинга используют узко специализированные фирмы и малые предприятия. Задача заключается не столько в максимизации сбыта продукции, сколько в завоевании стабильной постоянной рыночной доли. При выборе целевых сегментов рынка следует учитывать:


1)      Ресурсы фирмы. При их ограниченности целесообразен концентрированный маркетинг.

2)      Степень однородности продукции. Для товаров с широким ассортиментом (мебель, одежда, бытовая техника) наиболее подходит дифференцированный или концентрированный маркетинг, а для однородных товаров – массовый маркетинг.

3)      Этап жизненного цикла товара. При внедрении на рынок нового товара более привлекателен  массовый или концентрированный маркетинг, а на этапе зрелости – дифференцированный маркетинг

4)      Степень однородности рынка. Если на рынке покупатель однороден и одинаково реагирует на маркетинговые действия, то наиболее уместен массовый маркетинг.

5)      Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты сегментируют рынок, то массовый маркетинг нецелесообразен и наоборот, если конкуренты применяют массовый маркетинг, то можно получить выгоду от двух других стратегий.



Позиционирование на целевом сегменте рынка.

 

Позиционирование – это процесс обеспечения преимущественного положения предприятия на рынке.


Решив, на каком сегменте выступать, предприятию нужно на этот сегмент проникнуть. Если сегмент уже устоялся,  значит в нём есть конкуренция. Конкуренты там уже заняли свои позиции (в этом сегменте). Прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, необходимо определить положение конкурентов. С учётом позиций, занимаемых конкурентами, возможно два пути вхождения в сегмент.


1)      Позиционировать себя рядом с одним из конкурентов и начать борьбу за увеличение доли рынка. Этот путь возможен, если:

    • предприятие может предложить товар, превосходящий товар конкурента
    •  если рынок велик и может вместить несколько конкурентов
    • предприятие располагает бОльшими, чем конкурент ресурсами
    • если выбранная стратегия в наибольшей мере отвечает особенностям

      сильных деловых сторон предприятия

2)      Предложить товар, которого ещё нет на рынке. Этот путь возможен, если имеются в наличии соответствующие технические возможности, экономические возможности и достаточное число потребителей, предпочитающих новый товар.


Если на все вопросы ответ положителен, то необходимо принять меры для внедрения в этот сегмент.


Существует несколько видов позиционирования:


1.      на основе  потребительских преимуществ товара

2.      на основе расширения круга покупателей данного товара

3.      сегмент повышения престижности данного товара

4.      данного товара учёта слабых сторон конкурентов



Изучение посредников.

 

Структура посредников:

 

  • торговые посредники
  • транспортные посредники
  • страховые посредники
  • кредитно-финансовые учреждения
  • консалтинговые фирмы
  • рекламные агентства
  • и т.д.

В качестве торговых посредников могут выступать:


  • агенты
  • брокеры
  • дилеры
  • комиссионеры
  • дистрибьюторы
  • маклеры
  • закупочные конторы

Чтобы решить вопрос о выборе того или иного посредника, необходимо провести анализ эффективности его услуг и функционирования собственной торгово-сбытовой структуры.

При этом анализе необходимо выявить потенциал торгового посредника по удовлетворению рыночной потребности предприятия, собственные затраты фирмы, связанные с продажей продукции, наличие конкурентной среды и перспективы развития рынка в целом и его сегментов.

Надо знать опыт работы посредника, обслуживает ли он конкурентов, насколько эффективна его предыдущая деятельность, каковы его ресурсы, его финансовая устойчивость, платежеспособность и т. д.


Изучение конкурентов.

 

Основная задача – получение конкурентного преимущества. При том для себя необходимо получить ответы на следующие вопросы:


  1. кто является основными конкурентами ?
  2. какую долю рынка они занимают ?
  3. какие основные стратегии используют ?
  4. какие методы ими используются в конкурентной борьбе ?
  5. на какой стадии жизненного цикла находится наш товар и аналогичные товары конкурентов ?

Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить по следующим направлениям:


  • Положение конкурентов на рынке
  • Какова их инновационная деятельность и как часто они обновляют продукцию
  • Насколько оперативно они реагируют на изменение рыночной ситуации
  • Ценовая политика и стратегия ценообразования конкурентов
  • Методы продвижения  товара на рынок

Анализ хозяйственной деятельности предприятия.

 

Осуществляется по общепринятой методике анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.


Анализ и оценка конкурентоспособности товара.

 

Оценка конкурентоспособности товара осуществляется при:

  • Комплексном изучении требований рынка
  • При выработке основных направлений создания и изготовления продукции
  • При оценке перспектив продажи отдельных товаров
  • При государственной аттестации продукции
  • При подготовке рекламы
  • При установлении цен на продукцию

Параметры конкурентоспособности продукции:


  • Технические
  • Экономические
  • Организационные (используются в тех случаях, когда конкурентоспособность по техническим и экономическим параметрам примерно одинакова) Это условия оплаты, доставки, гарантии.

Технические параметры:


  • Классификационные, определяют принадлежность изделия к определённому техническому классу (объём двигателя например)
  • Конструктивные, отражают технико-конструктивные решения, воплощённые в продукции (например скорострельность)
  • Нормативные, показывающие соотношение продукции к стандартам, нормам, техническим условиям (может принимать значение или 0 или 1)
  • Эргономические параметры (соответствие рабочего места)
  • Эстетические (соответствие моде, национальным традициям)

Экономические параметры:


Основным экономическим параметром является не цена продажи, а цена потребления, которую характеризуют следующие параметры:


  • Транспортные затраты до места эксплуатации
  • Стоимость монтажа
  • Эксплуатационные расходы
  • Послегарантийный сервис
  • Утилизация после выработки ресурса
  • И т. д.

В технически сложной продукции цена продажи должна составлять не более 20 % от цены потребления.



Методика расчёта конкурентоспособности:

 

Оценка конкурентоспособности товара осуществляется по отношению к одному или нескольким аналогичным товарам конкурентов.


Первый шаг – выбор параметров, по которым будет проводиться оценка конкурентоспособности товара.

Второй шаг – определение параметрических индексов


 

 

Наш товар

Товар конкурента

За эталон принимается параметр изделия, в наибольшей степени удовлетворяющего потребителя. Он принимается за единицу.

 i1

0,8

0,9

Технические параметры

i2

0,8

0,7

i3

0,7

0,6

Экономические параметры

i4

0,6

0,8

i5

0,7

0,6


Сравнивая с эталоном определяем параметры следующего изделия (0,9; 0,8; 0,7;…….)


Третий шаг – определение групповых показателей конкурентоспособности.


 

Наш товар

Товар конкурента

Iгр.тех.= i1*i2*i3

0,448

0,378

Iгр.эк..= i4*i5

0,42

0,48


Четвёртый шаг (последний) – определение интегрального показателя конкурентоспособности.


Iконк =   

У нашего товара таким образом: Iконк= 1,15

У товара конкурента: Iконк < 1


По результатам анализа разрабатываются мероприятия по повышению конкурентоспособности своего товара, по всем параметрам, по которым наш товар уступает товару конкурента.



Анализ конкурентоспособности предприятия.

 

Конкурентоспособность предприятия – это система экономических характеристик, определяющих, его положение на рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.