a) банковский маркетинг (для привлечения капитала)
b) страховой маркетинг
c) маркетинг на рынке ценных бумаг
Маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг.
Задачи маркетингового исследования.
1) Определение условий, при которых достигается наилучшее соотношение между спросом и предложением товаров на рынке
2) Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции и самого предприятия на изучаемом рынке, чтобы организовать производство конкурентоспособной продукции и получить максимальную прибыль
Анализ спроса.
При проведении этого анализа выявляют следующее:
Анализ предложения.
При проведении определяются:
Анализ требований потребителей к товару.
При этом изучение требований потребителя к товару необходимо для целенаправленной работы по инновационной деятельности предприятия.
Анализ перспектив развития рынка.
При этом устанавливается следующее:
· Делается оценка перспектив развития спроса (D) на конкретный товар, а именно:
§ Какова динамика потребности в товаре
§ Как развивается жизненный цикл товара на рынке
§ Изменение требований потребителя к качеству и свойствам товара
§ Тенденции в развитии производства конкретного товара
§ Обеспеченность сырьевыми ресурсами
§ Ввод в эксплуатацию новых производств
§ Тенденции в развитии экспорта и импорта
§ Появление новых товаров-заменителей
§ Оценка научно-технических перспектив
§ Оценка тенденций будущих перспектив и изменений динамики спроса
Vнационального рынка=Vпроизводства+Vимпорта – Vэкспорта+ Vзапасы конечные – Vзапасы на начало периода
Ёмкость рынка – это возможный объём реализации товара при сложившемся уровне и соотношении цен. Характеризуется спросом и предложением. Выражается в стоимостных и натуральных показателях. При этом различают 2 уровня ёмкости рынка:
- потенциальный
- реальный
Они не соответствуют друг другу, поэтому в маркетинге используют понятие – потенциал рынка, который изменяется по месту и времени.
Ёмкость рынка зависит от факторов общих и специфических.
Факторы, влияющие на формирование ёмкости рынка.
· Общие (определяют ёмкость рынка любого товара)
1) Социально-экономические факторы
2) Объём и структура товарного предложения
3) Ассортимент и качество товара
4) Размеры экспорта и импорта.
5) Покупательская способность населения
6) Численность населения
7) Уровень и соответствие цен на товары
8) Степень насыщенности рынка
9) Географическое расположение рынка
10) Состояние сбытовой, торговой и сервисной сети.
· Специфические (определяют развитие рынков отдельных товаров)
1) Природно-климатические условия
2) Изменение моды
3) Национально-бытовые традиции
4) Достигнутый уровень обеспеченности в регионе
Одни факторы изменяют ёмкость рынка, другие, не изменяя ёмкости рынка, изменяют её структуру. В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы факторов и оценить их степень влияния на объём и структуру спроса на конкретном рынке товара.
Вывод. Определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолированно от других социально-экономических прогнозов. Влияние большого количества факторов требует построения нескольких моделей развития рынка и нахождения оптимального. Необходимо чётко определиться, на каком уровне укрупнения строить прогноз ёмкости товарного рынка. Степень агрегирования (укрупнения) зависит от степени прогнозирования.
Различают несколько видов прогнозирования:
Оценка конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка – совокупность условий, при которых в конкретный момент осуществляется деятельность на рынке. Характеризуется соотношением спроса и предложения на конкретные товары, а также уровнем и соотношением цен.
Рассматривают 3 уровня конъюнктуры рынка:
1) Общеэкономический
2) Отраслевой
3) Товарный
Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка.
Задача изучения конъюнктуры рынка - это определение его состояния на определённый момент, а также прогнозирование вероятного характера дальнейшего его развития, но не более чем на 1,5 года (краткосрочный прогноз). При изучении конъюнктуры рынка применяют экономико-статистические методы и модели прогнозирования, такие как индексный, графический, метод группировок и т.д. Расчёты конъюнктуры рынка многовариантны, т.к. используемые величины носят в основном вероятностный характер.
Ёмкость рынка:
Изучение субъектов рынка.
Большое влияние уделяют мотивации покупателя.
Теория мотивации З.Фрейда. Основана на признании действия определённых психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых, это ответная реакция человека на действия внешних и внутренних стимулов.
Теория мотивации Маслоу. Суть теории – у человека в различные периоды времени возникают различные потребности. Нижний уровень – физиологические потребности, следующий уровень – потребность в самосохранении, третий уровень – социальные потребности, четвёртый уровень – потребности в самоуважении и уважении в обществе, вершина-потребность в самореализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7