Рефераты. Конспект лекций по маркетингу (Пермский государственный университет)
    1. Промышленный маркетинг – это маркетинговая деятельность товаропроизводителей
    2. Агромаркетинг – в сельском хозяйстве
    3. Маркетинг  на рынке услуг
    4. Маркетинг в транспортной сфере
    5. Маркетинг в системе связи
    6. Маркетинг  в здравоохранении
    7. Маркетинг в  оптовой и розничной торговле
    8. Маркетинг  в науке и образовании
    9. Маркетинг в культуре
    10. Маркетинг в торгово-посреднической деятельности и биржевой деятельности.
    11. Финансовый маркетинг

a)      банковский маркетинг (для привлечения капитала)

b)      страховой маркетинг

c)      маркетинг на рынке ценных бумаг

    1. Некоммерческий маркетинг (на рынке труда и капитала), здесь нужно привлечь спонсоров, выгодно представить себя, сделать свой положительный имидж
    2. Международный маркетинг (внешние связи). Нужно знать специфику других стран
    3. Политический маркетинг - маркетинг политических партий
    4. Экомаркетинг – программа собственной деятельности для достижения успеха жизни, повышения собственной значимости и реализации собственной деловой карьеры
    5. Самомаркетинг – уметь подать себя, показать свои лучшие качества на рынке труда, снизить свои недостатки, скрыть их  и не показать их работодателю.


Маркетинговые исследования.

 

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных  с маркетингом товаров и услуг.


Задачи маркетингового исследования.


1)      Определение условий, при которых достигается наилучшее соотношение между спросом и предложением товаров на рынке

2)      Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции и самого предприятия на изучаемом рынке, чтобы организовать производство конкурентоспособной продукции и получить максимальную прибыль



Анализ спроса.



При проведении этого анализа выявляют следующее:


  • Уровень покупательской способности населения
  • Определить факторы предпочтения (т.е. почему нравится именно этот товар)
  • Перспективы роста потребности в каком-либо товаре
  • Иметь сведения  о потребности в какой-либо новой продукции
  • Какова динамика обновления продукции, обеспечивающей спрос


Анализ предложения.

При проведении определяются:


  • Количественная оценка предложения конкретного товара не только своего, но и предприятий-конкурентов
  • Структура предложения (степень обновления товара)
  • Основные характеристики новых  и перспективных товаров
  • Уровень цен на товары различных моделей и модификаций
  • Доля предприятий основных поставщиков конкретного товара на рынке и их производственные возможности.
  • Оценка перспектив развития рынка по конкретному товару.  При этом нас интересует:
    • объём инвестиций в обновление производства
    • объём выпуска продукции с учётом запаса
    • объём производства по конкретному товару всех предприятий его выпускающих
    • величина инвестиции на научно-исследовательские и конструкторские работы
    • количество принципиально новых товаров

 

Анализ требований потребителей к товару.

  • Требования покупателя к товару
  • Новизна и технический уровень продукции
  • Уровень качества и бесперебойность эксплуатации
  • Характер предоставляемых услуг
  • Благоприятное соотношение цены товара и полезного эффекта от его использования

При этом изучение требований потребителя к товару необходимо для целенаправленной работы по инновационной деятельности предприятия.


 

Анализ перспектив развития рынка.

 

При этом устанавливается следующее:


·        Делается оценка перспектив развития спроса (D) на конкретный товар, а именно:

§         Какова динамика потребности в товаре

§         Как развивается жизненный цикл товара на рынке

§         Изменение требований потребителя к качеству и свойствам товара

§         Тенденции в развитии производства конкретного товара

§         Обеспеченность сырьевыми ресурсами

§         Ввод  в эксплуатацию новых производств

§         Тенденции в развитии экспорта и импорта

§         Появление новых товаров-заменителей

§         Оценка научно-технических перспектив

§         Оценка тенденций будущих перспектив и изменений динамики спроса



Vнационального рынка=Vпроизводства+Vимпорта – Vэкспорта+ Vзапасы конечные – Vзапасы на начало периода


Ёмкость рынка – это возможный объём реализации товара при сложившемся уровне и соотношении цен. Характеризуется спросом и предложением. Выражается в стоимостных и натуральных показателях. При этом различают 2 уровня ёмкости рынка:

-         потенциальный

-         реальный


Они не соответствуют друг другу, поэтому в маркетинге используют понятие – потенциал рынка, который изменяется по месту и времени.

Ёмкость рынка зависит от факторов общих и специфических.


Факторы, влияющие на формирование ёмкости рынка.

·        Общие (определяют ёмкость рынка любого товара)

1)      Социально-экономические факторы

2)      Объём и структура товарного предложения

3)      Ассортимент и качество товара

4)      Размеры экспорта  и импорта.

5)      Покупательская способность населения

6)      Численность населения

7)      Уровень и соответствие цен на товары

8)      Степень насыщенности рынка

9)      Географическое расположение рынка

10)   Состояние  сбытовой, торговой и сервисной сети.

·        Специфические (определяют развитие рынков отдельных товаров)

1)      Природно-климатические условия

2)      Изменение моды

3)      Национально-бытовые традиции

4)      Достигнутый  уровень обеспеченности в регионе


Одни факторы изменяют ёмкость рынка, другие, не изменяя ёмкости рынка, изменяют её структуру. В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы факторов и оценить их степень влияния на объём и структуру спроса на конкретном рынке товара.


Вывод. Определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолированно от других социально-экономических прогнозов. Влияние большого количества факторов требует построения нескольких моделей развития рынка и нахождения оптимального. Необходимо чётко определиться, на каком уровне укрупнения строить прогноз ёмкости товарного рынка. Степень агрегирования (укрупнения) зависит от степени прогнозирования.


Различают несколько видов прогнозирования:

  • Конъюнктурное (до 6 месяцев)
  • Короткосрочное (до 2-х лет)
  • Среднесрочное (до 5 лет)
  • Долгосрочное (до 10 лет)
  • Перспективное (более 10 лет)

Оценка конъюнктуры рынка.

 

Конъюнктура рынка – совокупность условий, при которых в конкретный момент осуществляется деятельность на рынке. Характеризуется соотношением спроса и предложения на конкретные товары, а также уровнем и соотношением цен.

Рассматривают 3 уровня конъюнктуры рынка:

1)      Общеэкономический

2)      Отраслевой

3)      Товарный


Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка.


  • Производство товаров в ассортименте
  • Степень обновления товарного ассортимента
  • Обеспеченность сырьевыми ресурсами
  • Обеспеченность производственными мощностями
  • Запасы товаров в ассортименте на предприятиях и в торговых организациях
  • Перечень товаров ограниченного и повышенного спроса
  • Изменение доли рынка, занимаемого предприятием
  • Изменение доли рынка, занимаемого конкурентами
  • Изменение спроса на товар
  • Динамика цен

Задача изучения конъюнктуры рынка -  это определение его состояния на определённый момент, а также прогнозирование вероятного характера дальнейшего его развития, но не более чем на 1,5 года (краткосрочный прогноз). При изучении конъюнктуры рынка применяют экономико-статистические методы и модели прогнозирования, такие как индексный, графический, метод группировок  и т.д. Расчёты конъюнктуры рынка многовариантны, т.к. используемые величины носят в основном вероятностный характер.


Ёмкость рынка:


Vнационального рынка=Vпроизводства+Vимпорта – Vэкспорта+ Vзапасы конечные – Vзапасы на начало периода



Изучение субъектов рынка.

 

Изучение потребителей

Большое  влияние уделяют мотивации покупателя.


Теория мотивации З.Фрейда. Основана на признании  действия  определённых психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых, это ответная реакция человека на действия внешних  и внутренних стимулов.

Теория мотивации Маслоу. Суть теории – у человека в различные периоды времени возникают различные потребности. Нижний уровень – физиологические потребности, следующий уровень – потребность в самосохранении, третий уровень – социальные потребности, четвёртый уровень – потребности в самоуважении и уважении в обществе, вершина-потребность в самореализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.