Рефераты. Конкуренция как внутренний регулятор рыночной экономики

 

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (сеть ресторанов, станции технического обслуживания, сфера банковских услуг, производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров...)


 

ОЛИГОПОЛИЯ

 

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими, а могут быть и не схожими. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.

Главная особенность - немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень концентрации производства, и наоборот.

Важное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. На олигополистическом - тенденция к устойчивой фиксации, изменяется не столь часто.

Распространено ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, остальные олигополисты следуют за ней.

Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Производители договариваются  о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка - «картельное соглашение».

КАРТЕЛЬ - соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмен патентами, разграничение рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной и снабженческо - сбытовой деятельности участников.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на НЕГЛАСНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ - тайная экономическая политика в области изменения цен и разграничение сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен», «лидерства в ценообразовании» и «патентных пулов»-соглашение о специализации и кооперации производства.

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, безопасность. Большую роль играет надежность и репутация фирмы - производителя или поставщика товара, ее престижность.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  - нарушение норм и правил конкуренции. В условиях жесткой борьбы часто используются методы, такие как тайные сговоры на торгах, ложная информация, нарушение стандартов и т. д. Это все ведет к недобросовестной конкуренции и изменению предложений  и спроса на самом рынке товаров и услуг.


 

3. Наиболее важная область соперничества производителей - рынки сбыта и потребления. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно - технических открытий. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно - технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации.

Научно - техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотъемлемым условием процветания фирмы. Научное открытие или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха, но такое же открытие конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.

Однако конкуренция не всегда связана непосредственно с борьбой. Все чаще она косвенно воздействует на рынок. Например, соглашения, подобные объединению членов «Большой тройки» американского автобизнеса против внешних конкурентов, стали довольно типичной чертой современной конкуренции.

На рынке чистой конкуренции, фирме необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. Необходимо поставить задачи, определить спрос, оценить издержки, проанализировать цены и товары конкурентов, выбрать метод ценообразования и установить окончательную цену.

Для того , чтобы фирме задержаться на рынке, необходимо находить методы и пути решения своих задач и целей.

1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЖИВАЕМОСТИ становится основной целью фирмы. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены, надеясь на ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых уступок. До тех пор, пока снижение цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.

2.МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ - фирмы производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечивает максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимум возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

3.ЗАВОЕВАНИЕ ЛИДЕРСТВА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ДОЛИ РЫНКА. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, компании идут на максимум возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. С учетом этой цели компания формирует и цену, и свой комплекс маркетинга.

4.ЗАВОЕВАНИЕ ЛИДЕРСТВА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ КАЧЕСТВА ТОВАРА. Фирма может поставить цель, чтобы ее товар был самым высококачественным на рынке. Обычно это устанавливают на него высокую цену, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества товара и проведение дорогостоящих Научно Исследовательских Разработок.

В современных условиях существует еще и межотраслевая конкуренция и международная.

Господство монополий не только ограничило свободу конкуренции, но и ужесточило ее характер. В последние десятилетия значительные технологические сдвиги в производстве уменьшили преимущества крупносерийного производства, а рентабельность мелкого предприятия существенно возросла за счет его гибкости и приспособляемости к динамично меняющемуся рынку. Мелкие и средние фирмы более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В них выше цена успеха и потерь и поэтому сильнее хозяйственные мотивации.

Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы. Получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно - технический прогресс.

Повышается роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Важную роль будет играть антимонопольная экспертиза крупных инвестиционных проектов. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.