Рефераты. Конкуренция как внутренний регулятор рыночной экономики

· Полная информированность каждого участника конкуренции.

(Позволяет сделать правильный, наилучший для себя выбор)

· Абсолютная однородность одноименных продуктов.

(выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара)

·       Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

(Так как их число очень велико, вклад каждого производителя - продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене.)

Одной из характеристик модели чистой конкуренции является то, что фирма, участвующая на рынке, имеет и постоянную цену на свой продукт, и постоянную себестоимость.

Если производитель, действующий в условиях чистой конкуренции, может найти пути для совершенствования производства, это большая удача, так как он пожнет плоды в виде увеличенной прибыли от своих технологических инвестиций.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (АБСОЛЮТНАЯ)

 

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по - разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть, что цена назначена очень высокая для того, чтобы временно сократить потребление.

В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, которые обеспечивают получение прибыли, которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Но по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Это боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

              Отличие чистой монополии от чистой конкуренции.

·       единственный продавец (монополист)

·       реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара)

·       полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

·       для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает «естественная монополия»

К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электричество, газ, вода, связь, транспорт) Как правило они находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», авторского права», «товарных знаков», «патентной защиты».

ЛИЦЕНЗИЯ - право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

АВТОРСКОЕ ПРАВО - контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора. Оно действительно на протяжении всей жизни автора.

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ - специальные символы, позволяющие узнавать товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

ПАТЕНТ - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией). Патентовладелец может продать свою технологию или вообще не использовать ее. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой - монополистом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по - разному. Чтобы выделиться чем - то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно несколько десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической - дифференцированную. Дифференциация обычно происходит не по основному назначению продукта, а через различные попытки  конкурирующего монополиста создать в сознании потребителя представление, что его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий. Полезность, которую несет дифференцированный продукт, является частично психологической по своей природе. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения.

Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта - главная для этой модели рынка. Еще одна характеристика - относительная легкость вступления в рынок. Начальный капитал может быть сравнительно невелик.

Конкурент - монополист все время сражается за то, чтобы создать своему продукту дифференциацию в сознании покупателей, и делает это через  рекламу. Обычно продукты взаимозаменяемы и часто их добавочная полезность носит чисто психологический характер. Поэтому та группа продуктов, которую продают монополисты - конкуренты, очень легко может быть заменена другой группой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.