Табл. 2
По определению, маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, направляемая для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли [15;84]. Заметим, что в первую очередь маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что в середине месяца удалось продать только один телевизор. Тогда отчет о прибылях (маржинальный подход) выглядит следующим образом (См. табл. 3).
Показатели
Всего
На единицу
Выручка от реализации (1 шт.)
500
Минус переменные затраты
300
Маржинальная прибыль
200
Минус постоянные затраты
70000
Убыток
69 800
Табл. 3
Для каждого дополнительного телевизора, проданного в течение месяца, 200 ден. ед. маржинальной прибыли будут источником покрытия постоянных затрат. В случае продажи второго телевизора суммарная маржинальная прибыль увеличится на 200 ден. ед., убыток предприятия уменьшится соответственно на 200 ед. и составит 69 600 ден. ед.
Эти рассуждения можно продолжить, предположив, что продано 3,4 и т.д. телевизоров. Когда же предприятие сможет покрыть постоянные затраты, сколько телевизоров нужно для этого продать?
Точка безубыточности – это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам. Для решения проблемы алгебраическим способом используем следующее равенство.
Прибыль
+
=
реализации переменные постоянные
Проведя необходимые преобразования получим формулу для определения безубыточного объема производства.
Цена – Переменные затраты не единицу объем
Другая альтернатива этой формулы:
Маржинальный доход / количество объем
Очевидно, такой момент наступит, когда будет продано 350 штук (См. табл. 4).
Выручка от реализации (350 шт.)
175 000
105 000
0
Табл. 4
Следовательно, при продаже 350 телевизоров предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. В управленческом учете такая ситуация означает достижение точки безубыточности.
Когда количество продаж превышает число единиц, определенных точкой безубыточности, предприятие начинает получать прибыль. Например, если будет продан 351 телевизор, прибыль составит 200 ден.ед., поскольку будет продано на 1 телевизор больше, чем нужно для достижения точки безубыточности.
Норма маржинальной прибыли
Выручка от реализации, переменные и постоянные затраты, а также маржинальная прибыль могут быть выражены в процентах.
Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли. Эта величина рассчитывается следующим образом:
Норма Маржинальная
*,..,.,//.
100%
прибыли = Выручка от
реализации
Для нашего примера это определяется следующим образом:
(80 000 / 200 000) • 100% = 40%, Или в расчете на единицу
(200 / 500) • 100% = 40%
Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации. В нашем примере норма маржинальной прибыли составляет 40 %. Это означает, что увеличение выручки от реализации на 1 ден.ед. приведет к увеличению маржинальной прибыли на 0,4 ден. ед. Прибыль предприятия также увеличится на 0,4 ден. ед., если останутся неизменными постоянные затраты.
Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж. Например, если объем будет увеличен на 20 000 шт., то маржинальная прибыль увеличится на 8000 ден. ед. (20 000 • 0,4). Прибыль предприятия также увеличится на 8000 ден.ед. при условии неизменности постоянных затрат.
Основываясь на маржинальном доходе можно выделить следующие группы управленческих решений:
1) Решение об объеме производства, которое основывается на CVP анализе.
2) Выбор производственной программы.
3) Покупка или самостоятельное производство.
4) Ценообразование.
Менеджеры многих западных предприятий предпочитают работать с нормой маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Концепция нормы маржинальной прибыли находит широкое применение в процессе принятия управленческих решений.
4. CVP – анализ как одна из моделей принятия управленческих решений
Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" (Cost-Volume-Profit; CVP-анализ) - это один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом, или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами.
Поскольку такой анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения CVP - анализ, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.
CVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции также оказывает существенное влияние на выбор модели поведения фирмы на рынке.
Одним словом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.
CVP - анализ иногда называют анализом критической точки. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку называют также "мертвой", или точкой безубыточности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура "break – ever point"), т.е. точка рентабельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5