1.2. Информационное обеспечение управленческих решений
В разных областях знаний определение понятия информации интерпретируется по-разному. Например, в кибернетике, математике - это количественная мера, уменьшающая неопределенность. В менеджменте под информацией понимаются сведения об объекте управления, явлениях внешней среды, их параметрах, свойствах и состоянии на конкретный момент времени.
Трудно переоценить роль информации в управлении. Она является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодействия невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.
Высокой значимостью информации, используемой для разработки управленческих решений, обусловлены предъявляемые к ней требования: достоверности, полноты, своевременности, краткости, четкости, непротиворечивости и др.
Для принятия верного управленческого решения ключевое значение имеет признак существенности информации, в соответствии с которым вся информация делится на релевантную и нерелевантную.
Релевантная информация значима для управленческого решения, т. е. она содержит те данные которые следует принимать в расчет при подготовке информации для руководителя.
Нерелевантная информация содержит несущественные, избыточные данные о затратах и доходах.
Существуют два правила релевантности:
Правило №1. Информация для руководителя должна обеспечить правильное решение, это является главной характеристикой информации для руководителя.
Правило №2. Информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.
Суждение о том, что "информация - это власть" правомерно хотя бы потому, что владение ею позволяет уменьшить вероятность принятия неверных решений. Такое требование, как полнота информации, определяет различные обстоятельства разработки и типы принимаемых решений: в условиях определенности, риска и неопределенности. А это, в свою очередь, сопряжено с использованием различных подходов, методов разработки решений с их результатами.
Источники сбора информации могут быть самыми разнообразными: от средств массовой информации до проведения специальных исследований самостоятельно либо с обращением в соответствующие фирмы. Затраты на получение информации могут достигать значительных сумм, поэтому объем необходимой информации для решений должен оцениваться предварительно.
Методы сбора информации могут быть неформальными и формальными. К первой группе относятся способы получения информации путем непосредственного общения с подчиненными, коллегами, клиентами, деловыми партнерами. Однако динамичность рыночных ситуаций потребовала ускорения процессов сбора, передачи, обработки информации, создания новых информационных технологий.
Компьютеризация процесса принятия решений - необходимость, обусловленная современными потребностями управленческой деятельности [10,148]. Решение сложных проблем, требующих многовариантных расчетов, связано с огромными затратами времени на их выполнение вручную.
Внедрение компьютерной техники и кардинальное изменение на этой основе информационно-коммуникационных процессов непосредственно влияют на принятие управленческих решений. Постоянно возрастающий объем информации и относительно низкая производительность труда людей, занятых ее обработкой, вызвали к жизни новые информационные технологии (НИТ). Это целостные технологические системы по принятию управленческих решений, для которых характерны:
- новые технологии коммуникационных сетей ЭВМ (на основе локальных и распределительных);
- новые технологии обработки информации на базе персональных компьютеров и автоматизированных рабочих мест (ПЭВМ и АРМ);
- безбумажная технология, исключающая бумагу как носителя информации;
- технология использования искусственного интеллекта в процессе принятия решений на базе моделируемых систем с различными формами представления ситуации, экспертных систем, знаний и т.п.
Основными компонентами структуры НИТ выступают:
• технические средства - ЭВМ и организационная техника;
• информационно-технологическое и программно-алгоритмическое обеспечение;
• специально создаваемые организационные структуры управления, обеспечивающие эффективное использование всех элементов НИТ.
1.3. Процесс принятия управленческих решений
Процесс принятия управленческого решения является сложным процессом, в основе которого лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент, и предположительно будут иметь место в перспективе.
Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:
Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера [22,134]. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.
2. Классификация управленческих решений
На первый взгляд может показаться, что классификация — чисто формальный и необязательный момент в процессе принятия решения, но на самом деле это не так. Необходимо помнить, что надо принять не просто решение, а эффективное решение, т.е. дающее наибольший результат, который во многом будет зависеть от того, насколько соблюдены правила принятия решения. Каждый вид решения имеет собственные правила.
Только правильно классифицированное решение позволит лицу, его принимающему, ответить на вопросы:
Как срочно нужно принять решение?
Кто полномочен, принять решение?
С кем следует проконсультироваться?
Кто будет утверждать решение?
Кого необходимо проинформировать относительно данного решения?
В зависимости от ответов на эти вопросы будут определяться информация, необходимая для принятия решения; возможные ограничения при его принятии; способ фиксации и оформления; направление использования коммуникаций.
В современной литературе, посвященной управленческим решениям существует большое количество самых разнообразных критериев, которые могут быть положены в основу классификации решений.
По источнику появления решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию.
Инициативные решения принимаются, как правило, отдельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации. Это не значит, что с инициативными решениями не могут выступать руководители среднего и низшего звена, но принимаемые ими решения чаще являются конкретизацией решений, принятых на высшем уровне.
Решения по предписанию (во исполнение) принимаются в основном в развитие и дополнение инициативных решений с учетом тех целей и задач, которые стоят перед данным подразделением.
По степени воздействия на объект различаются оперативные, тактические и стратегические решения, рассмотрим их сравнительную характеристику (См. Табл. 1.).
Признак решения
Тип решения
Оперативное
Тактическое
Стратегическое
Сфера действия
Низовые звенья, участки, рабочие места
Подразделения или подсистемы управляемого объекта
Управляемый объект в целом (предприятие, организация и т. д.)
Степень сложности решаемой проблемы
Невысокая (несколько факторов учитываемых сравнительно легко)
Умеренная
Повышенная (большое количество переменных критериев)
Степень структурированности проблемы
Проблемы хорошо изучены, четко структурированы, логически осмыслены
Умеренно структурирована, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание
Неструктурированная, уникальная проблема (каждая проблема новая, не похожа на другие)
Горизонт решения
Дни, недели, декада, месяц
Недели, месяцы, год
Годы, десятки лет, срок жизни поколения
Периодичность решения
В реальном масштабе времени
Регулярная
Нерегулярная
Характер результатов решения
Запрограммированный
Желаемый
Ожидаемый
Уровень руководства, принимающего решения
Низший уровень
Все уровни
Высший уровень и другие в случае необходимости
Входная информация
Календарные планы, графики заявки, сводки
Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы
Научно-техническая и экономическая информация, плановые и отчетные сводные документы
Обработка информации
Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, регулирование по отклонениям
Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование
Анализ,
сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование
Доля интеллектуальной, творческой деятельности
Незначительная
Высокая
Выходная информация
Отчеты, сводки, графики, оперативные решения
Планы, сводки, отчеты, текущие решения
Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, программы развития
Источники информации
Преимущественно внутренние
Внутренние и внешние
Внешние
Предметная область
Точно
определенная,
узкая
Функциональная
Очень широкая, расплывчатая, многофункциональная, междисциплинарная
Направленность информации
Прошлая, текущая
Недалекое будущее
Будущая
Частота использования информации
Средняя
Низкая
Точность информации
Большая
Небольшая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5