Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

В советской системе  социального обеспечения основная доля средств на социальное обеспечение (более 70%) поступала из государственного бюджета, остальная часть – из социальных фондов предприятий и профсоюзов. Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят :  (специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков).

На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования).   Я хотел бы поподробнее остановиться на самых значимых социальных фондов:

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Пенси,01онный Фонд был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Тариф страховых взносов в ПФР для работодателей и граждан, занимающихся трудовой деятельностью установлен в размере 28% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Средства фонда направляются на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым  и не трудоспособным гражданам.


Фонд социального страхования (ФСС)

Фонд социального страхования управляет средствами государственного страхования России. Средства ФСС образуются за счет: страховых взносов работодателей, занимающихся трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование, доходов от инвестированных временно свободных средств, фонда, и прочих поступлений.

Средства ФСС расходуются на выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, на оплату ритуальных услуг, оплату путевок в санаторно-курортные учреждения, и др. виды социальных пособий.

Тариф страховых взносов в ФСС для работодателей и граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Фонд занятости населения Российской федерации

ФЗ был предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства этого фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд занятости представлял собой совокупность его федеральной части, фондов занятости в городах и районах. В 2001 году этот фонд был упразднен.

Основным источником поступлений денежных средств в ФЗ служили обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, доходы от кредитных вложений фонда, ассигнований из соответствующих бюджетов, добровольных взносов хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан. Обязательный взнос в ФЗ составлял 1,5% для всех работодателей и работающих граждан.

Средства ФЗ направлялись на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ, выплаты пособий по безработице; затраты на создание новых рабочих мест; расходы по анализу рынка труда; научно – исследовательские работы; обеспечение нормального функционирования служб занятости. Сейчас этот фонд упразднен и выплаты за которые отвечал фонд исходят из государственного бюджета.

Фонд обязательного медицинского страхования  


Страхованию я решил посвятить отдельную главу, т.к. оно является важной частью финансовой системы, но сейчас хотел бы затронуть некоторые моменты Фонда обязательного медицинского страхования в России.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования, оно призвано обеспечивать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.    

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово- кредитные учреждения. Финансовые средства Российской Федерации не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не принадлежат. Нормативы отчисления в ФОМС составляют 3,6%.


В итоге хочу добавить, что создание внебюджетных фондов в период перехода к рыночным отношениям было важным шагом и значительным изменением в финансовой системе РФ. Когда в советское время средства на социальное обеспечение населения поступали прямо из государственного бюджета, то теперь средства распределяются внебюджетными фондами. Я считаю, что это более эффективное распределение средств,  и к тому же это снимает значительную нагрузку с функций государственного бюджета и контроль за перераспределением средств осуществляется более проще. Более того, бюджет не полностью финансирует внебюджетные фонды, а значительная часть дохода  фондов составляют специальные целевые налоги и сборы. Сейчас внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными.


      Реформирование территориальных финансов.


Одной из составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты, (в Российской Федерации  - это собственно республиканские в составе РФ, краевые и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику, предоставляя территориальным властям возможность финансировать муниципальные органы образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. Причем сейчас за счет средств территориальных бюджетов могут финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Основной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты – одни из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Развитие и контроль территориальных бюджетов является неотъемлемой и значимой частью финансов.   В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие производственной и непроизводственных сфер на подведомственных территориях.

Территориальные финансы СССР.

В СССР территориальными финансами управляли местные финансовые органы (краевые, областные, окружные, городские и районные финансовые отделы). К тому же в состав функций Министерства финансов СССР входил контроль и управление финансами союзных и автономных республик.

Функции местных финансовых органов и финансовых органов в союзных и автономных республиках в СССР были схожи. Главная их задача заключалась в составлении проекта бюджета по соответствующей административно – территориальной единице и обеспечении его исполнения. Для этого местные финансовые органы анализировали состояние подведомственного хозяйства и, определяли ожидаемый объем доходов местного бюджета и размер расходов для осуществления плановых мероприятий.

Проекты бюджетов предоставлялись на рассмотрение Совету народных депутатов, который корректировал их и одобрял. После этого местные финансовые органы осуществляли повседневный контроль за точным исполнением бюджетов.  

В сегодняшней финансовой системе функции территориальных финансов схожи с функциями местных финансовых органов СССР. Но помимо административно – контрольного управления территориальные финансовые органы должны:


·                                                                расширять и укреплять финансовую базу регионов,

·                                                                формировать региональные внебюджетные фонды,

·                                                                формировать денежные фонды и распределять и использовать эти фонды между отраслями народного хозяйства.


Важное значение имеют территориальные бюджеты в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Через эти бюджеты проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на жилищно – коммунальное хозяйство, 85% - на культуру, 84% - на образование, 91% - на здравоохранение, 82% - на осуществление социальной политики, 68% - на сельское хозяйство и рыболовство, 34% - на охрану окружающей среды. К этому следует добавить 24% всех государственных средств, расходуемых на развитие промышленности и, энергетики, строительства. 


Основу собственных доходов составляют:

·                                                                региональные и местные налоги и сборы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.