Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

В 1991 — 1996 гг. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании эле­ментов рыночного механизма и системе государственного регу­лирования экономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством. Не­обходимо было не только обеспечить условия для создания ну­жного объема финансовых ресурсов, их рационального распре­деления, но и создать в кратчайшие сроки принципиально но­вый финансовый механизм во всех сферах и звеньях финансо­вой системы. Задача осложнялась также тем, что значительная часть общества несла материальные потери в связи с реформой ценообразования, усиливающейся безработицей и снижением реальной заработной платы.

Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидали от реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, что базовой основой финансовой и в целом экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. Именно в эту систему встраивались цели и механизмы финансовой политики.

Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 г. потребительские цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3% , а затем в 1999 г. полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны быть выше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело к росту государственного долга и  сейчас в 2001 году планируется сровнять доходы и расходы бюджета.

Основа современной финансовой политикиэто признание сво­боды предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственно­сти и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый фи­нансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую ос­нову, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распре­деления созданных финансовых ресурсов на достаточно дли­тельную перспективу.

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налого­вого изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта.

1.   Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. Произошло сокращение бюджетного финансирова­ния оборонных отраслей промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на содержание убыточных  предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов имеются крупные недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного финансирования и поступле­ния доходов в бюджет. Это приводит к невозможности профи­нансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым способствует усилению напряженности в экономичес­кой и социальной сферах жизни общества.

2.   Изменение порядка предоставления бюджетных средств.  Все большее значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств.

Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные фор­мы — различные формы краткосрочных и среднесрочных госу­дарственных займов при отказе от прямого кредитования рас­ходов со стороны Центрального Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной сис­темы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельно­сти и равноправии бюджетов всех уровней. Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. при­меняется система трансфертных платежей, которая позволяет унизать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюд­жетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяют­ся между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходи­мые средства для целевого финансирования социальных расхо­дов. Важную роль в решении этих проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе фи­нансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демоно­полизации страхового дела и появлению страхового рынкасозданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотноше­нии между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.


Большие изменения потерпела финансовая система. Сегодня в состав системы финансов входят бюджетная система, целевые государственные фонды, финансы отраслевых и территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Финансовая система в ее широком  понимании включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном которой являются банки. Структура финансовой системы, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х годов, представлена на схеме №1.


Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и кон­трольных органов: Государственная налоговая служба, Феде­ральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государст­венный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием госу­дарственных органон контроля широкое развитие получил не­зависимый аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. был намечен ряд мероприя­тий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутренних и внешних источников не кое развитие страны в целом и способствовало снижению ин­фляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансирован­ность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффек­тивных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ря­да налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагае­мых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структур­ной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвести­ции, будут предоставляться в первую очередь для промышлен­ных высокоэффективных проектов на конкурсной осно­ве. В промышленности государственные инвестиционные ре­сурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, фи­нансируемых с привлечением частного капитала, с постепен­ным переходом от прямого государственного льготного креди­тования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предпри­ятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоста­вление государственных гарантий должно производиться в рам­ках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить прак­тику применения инвестиционных налоговых кредитов как час­ти инвестиционной политики государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социаль­ные нужды. Основное направление здесь — повышение эффек­тивности использования средств, обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

·                   реформирование бюджетной системы в целом на основе са­мостоятельности и равноправия всех бюджетов;

·                   установление регламента бюджетного процесса;

·                   уточнение системы межбюджетных отношений;

·                   укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное соче­тание обращения на этом рынке государственных и корпора­тивных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспе­чить потребности государства в средствах покрытия бюджетно­го дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормаль­ного перелива финансовых ресурсов между отдельными пред­приятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проб­лемы — установление государственного контроля за финансо­вым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.