№ 97. Причины и последствия кризиса мировой валютной системы в 70-х годах 20 века.
Кризис Бреттон-Вудской системы (системы регулируемых связанных валютных курсов) длился 10 лет ( 1967 - 1976 г.г.). эта система предусматривала использование доллара (наряду с золотом) в качестве международной резервной валюты, а также в качестве международных денег при различных платежах и расчетах.
Летом 1971 г правительство Р.Никсона предложило чрезвычайные меры по оздоровлению экономики США, получившие название «новой экономической политики». В августе-ноябре 1971 г были на 90 дней заморожены цены и заработная плата, а также введен дополнительный 10%-ный налог на импорт. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Никсон 15 августа 1971 г приостановил конвертируемость доллара в золото. Новая политика разорвала связь между золотом и долларом, пустила доллар в «свободное плавание», позволив рыночным силам определять его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта и всей Бреттон-Вудской финансовой системы.
№ 98. Причины и последствия структурных кризисов капитализма 70-80-х годов 20 века.
Структурные кризисы обеспечивают временное преодоление противоречий, накапливающихся за длительный период времени в системе капиталистического разделения труда (в том числе международного). Однако, переплетаясь с циклическими кризисами (как это было в 1974-1975 гг. и в 1980-1982 гг.), они резко усиливают размах и продолжительность кризисных потрясений капиталистической экономики.
Примером структурных кризисов относительного недопроизводства являются энергетический и сырьевой кризисы, поразившие капиталистический мир в 70-е годы. Их возникновение связано, с одной стороны, с глубокой диспропорциональностью мирового развития на протяжении 50 - 60-х годов, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам монополиями, привели к относительной нехватке этих товаров. С другой стороны, в этих кризисах в концентрированном виде обнаружился сдвиг в экономических и политических отношениях между империалистическими и освободившимися странами после крушения колониальной системы. Борьба за ограничение всевластия монополий, установление суверенитета над своими природными ресурсами позволяли молодым государствам добиться более справедливых цен на сырье и увеличения доходов от экспорта. Однако эти возможности не были реализованы в полной мере. Империалистические государства и монополии сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и в целом на сырьевые товары.
№ 99. Сущность неоконсервативного курса правительства Р.Рейгана и М.Тэтчер.
Толчком к неоконсервативной реформе в США послужило обострение трудностей государственного регулирования в 70-х годах. Администрация Рейгана решила ослабить государственное регулирование, вернувшись до некоторой степени к рыночному регулированию. Это означало прежде всего сокращение налогов и государственных расходов, ослабление юридической регламентации бизнеса. Но сократить государственные расходы оказалось значительно сложнее, чем налоги. Поэтому в наибольшей степени стали сокращаться расходы на социальные программы, на борьбу с бедностью. Однако, расходы все равно превышали доходы и, как следствие, стремительно нарастал государственный долг.
Реформы М.Тэтчер были в какой-то степени близки «рейганомике»: тоже проводились меры по ограничению государственного регулирования. Правительство Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома. В Англии, как и в США, государственный бюджет является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.
№ 100. Контрреволюция в экономической политике стран Запада в 1970-80-е годы.
Огосударствление хозяйства стран Запада положительно сказалось на их социально-экономическом развитии в первом послевоенном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся научно-техническая революция, создавшая условия для кардинального изменения технологической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970—1980 гг. провели широкую приватизацию — передачу права собственности на капитал государственного предприятия частным лицам или акционерным обществам. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес. В большинстве случаев либерализация экономики, возвращение к частной собственности привели к экономическому росту и повышению благосостояния людей.
№ 101. Основные положения экономической программы Р.Рейгана и М.Тэтчер.
1. Сокращение регулирующей функции государства в хоз.жизни общества.
2. Отказ от гипертрофированного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику.
3. Снижение инфляции и налогов.
4. Сокращение расходов государственного бюджета и денежной массы.
5. Уменьшение роли бюрократического аппарата в экономике.
№ 102. Предпосылки и значение второго этапа НТР для развития экономики стран Запада.
Главным направлением в капиталистическом экономическом развитии стали в конце 19 – начале 20 вв новые технологии и новая техника. Ученые назвали эти новые процессы второй промышленной революцией. В конце 19 века были заложены предпосылки для следующего массового внедрения новых технологий и техники. Символом новейшего времени становятся трансконтинентальные железные и шоссейные дороги, тепловозы, автомобили и самолеты, телефон и радио. Технологическая зрелость в начале 20 века относилась к нескольким передовым странам – Великобритания, США, Германия, Франция. Перед большинством стран и народов мира с начала 20 века встала грандиозная задача – задача модернизации. НТР создала условия для укрупнения производства, для создания акционерных обществ. Значительно вырос жизненный уровень населения в большинстве европейских стран. Начался бурный рост городов. Были созданы условия для образования финансового капитала. Формируется рыночно-государственная экономика. Но в конце 19 – начале 20 вв возросла неравномерность экономического развития, обострились противоречия между капиталистическими странами.
№ 104. Структурные сдвиги в экономике Японии.
В послевоенные годы в Японии действует система обязательного бесплатно 9ти летнего образования. Очень высокий уровень квалификации рабочих. Япония начинает собственные исследования ОКР. Она создает собственные технологии. Японская техника отличается высоким качеством и сама уже становится источником новых технологий. Япония ищет способы замены импортируемых товаров. Идет развитие биотехнологий, источников энергии в качестве микроорганизмов.
Особенной чертой японской экономики является система управления предприятиями. Поначалу японцы обучались правилам управления у американцев. Но уже в середине 70х гг. Японцы создают свою систему семейного управления предприятием (15%). Эта система очень импонирует японцам, поддерживая коллективный дух на предприятии.
Система пожизненного найма, весной после выпуска учащихся, крупные компании набирают рабочих и служащих, гарантируя пожизненную занятость. При этом существует и своеобразное распределение зарплаты: первые 15 лет работы она довольно низкая, зато во второй период она намного превышает производительность этого рабочего и его прожиточный минимум.
Банковские кредиты используются как инвестиции. Краткосрочные вклады помещаются в виде долгосрочных вложений в различные проекты. Исключительна роль государства (также « семейный дух»). Финансирования строительства дорог, научных исследований, и др. проектов. Здесь также действовали, как и во Франции, планы, дающие ориентиры для развития.
Наблюдается двойственная структура экономики: господствуют крупные компании, но существуют мелкие и средние предприятия подчиняющиеся крупным. Крупные делают заказы мелким и средним (до 60%), т.к. на мелких и средних предприятиях присутствует более узкая специализация. Но во время кризиса страдают, прежде всего, мелкие и средние предприятия.
Отраслевой состав экономики Японии: мощная тяжелая индустрия, старые отрасли судостроения и металлургия. Нефтяная и Нефтехимия – требуют очень много энергии и сооружения очистные сооружения. Началась практика вывоза этих отраслей « грязных отраслей» заграницу. Производство товаров длительного пользования, бытовой техники: автомобильная, радиотехническая – становятся основными источниками валюты для Японии, т.к. они составляют значительную долю экспорта. Здесь существует емкость для постоянной занятости . Эти отрасли полностью насытили свой внутренний рынок.
Поменялась и экспортная ориентация. До 70хгг. – текстильные изделия. 60е гг. начало продажи стали. С середины 70х гг. автомобили и радиоэлектроника.
№ 105. Новые индустриальные страны Азии.
К ним относятся: Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тайвань. В Азии наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста, повышается уровень экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются другие социальные показатели. Эти страны делают ставку на расширение использование мирового рынка и приток прямых иностранных инвестиций с сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи технологий и торговли и в некоторых случаях со значительной ролью государства в экономике при наличии активного частного сектора. Проведение политики, ориентированной на развитие внешних связей, ведет к усилению зависимости от мирового рынка.
Экономическая политика этих стран:
1. Долгосрочное планирование.
2. Стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства.
3. Использование государственной правительственной интервенции.
Общие черты этих развивающихся стран:
1. Зависимое положение в системе мирового хоз-ва.
2. Переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя общее развитие этих стран десятилетиями ориентировано на формирование развитых рыночных отношений.
3. Все еще низкий уровень развития производства, отсталость промышленности, с/хоз-ва, производственной и социальной инфраструктуры по сравнению с индустриальными странами, региональные диспропорции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18