Конкуренция представляет собой нормальное
состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все
рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к
торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?(2)
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) по масштабам
развития;
б) по своему характеру;
в) по методам
соперничества.
По
масштабам развития конкуренция может быть:
1.Индивидуальной (один участник рынка стремится
занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи
товаров и услуг);
2.Местной (ведется
среди товаровладельцев какой-то территории);
3.Отраслевой (в
одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4.Межотраслевой
(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону
покупателей в целях извлечения большего дохода);
5.Национальной
(состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6.Глобальной
(борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на
мировом рынке).
По характеру развития конкуренция
подразделяется на:
1.Свободная
2.Регулируемую
Свободная конкуренция означает,
во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев,
самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, Во-вторых,
никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех
желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным
предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей
его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой
дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на
любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными
ценами.