Рефераты. Ипотечное кредитование в современной России

Покупка кредитов или предоставление гарантий по ценным бумагам ипотечных банков требует четкой организации и стандартизации всех процедур и операций ипотечного кредитования, что определяет необходимость строгого контроля над банками не только со стороны органов банковского надзора, но и со стороны перечисленных финансовых институтов (приведено в табл. 3).

Таблица 3

Основные экономические показатели ипотечного кредитования

иностранных банков.


Банки

Доля кредита

Срок кредитования

Ставка кредитования

Ипотечные банки США

80-90%

15-20 лет

3-4%

Ипотечные банки Германии

50-70%

15-20 лет

8%

Ипотечные банки Франции

*

3-20 лет

*

Ипотечные банки Венгрии

*

До 15 лет

*

* – нет данных


Таким образом, за счет участия государства в процессах ипотечного кредитования достигаются сразу две цели: во-первых, решается задача государственной поддержки жилищного строительства; во-вторых, снижаются кредитные риски, т.е. достигается большая стабильность банковской системы.


2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ипотечноГО кредитованиЯ

как инструментА бизнеса

 

2.1 Проблемы участия банков в ипотечном кредитовании


Как показал анализ ипотечного кредитования в России, одними из самых активных участников этого процесса наряду с региональными администрациями являются банки. Однако деятельность банков на ипотечном рынке затруднена некоторыми важными обстоятельствами. В частности, при выдаче самих кредитов банки вынуждены также проводить операции с инструментами ипотечного кредитования (закладными) на вторичном рынке, что повышает риск кредитов и снижает их привлекательность для рядовых заемщиков.

В настоящее время для организации цивилизованного вторичного рынка необходима активная деятельность государственных структур, таких, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Банк России, Министерство по налогам и сборам и др. При этом необходимо отметить, что Банк России уже является одним из активных участников разработки программы работы с инструментами ипотечного кредитования. В настоящее время его специалисты разрабатывают механизмы работы с инструментами ипотечного кредитования. В частности, как один из возможных вариантов Банк России рассматривает переучет закладных, с помощью которого появится возможность рефинансирования коммерческих банков, т.е. пополнения их оборотных средств.

Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан – одна из важнейших задач российского Правительства. Важным шагом на пути достижения намеченной цели должна стать реализация Концепции приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье–гражданам России» (далее–Проект).

Опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что решение жилищного вопроса невозможно без развития инструментов, способных обеспечить приток частных финансовых ресурсов в систему жилищного строительства и ипотечного кредитования. Поэтому в центре внимания Проекта оказались именно вопросы создания эффективной инфраструктуры, позволяющей привлекать частные инвестиции. Ее построение базируется на трех аспектах.

Первый–это стандартизация всех процессов, связанных с ипотекой: от первоначального консультирования заемщиков до осуществления секьюритизации пулов ипотечных кредитов. Вторым важным аспектом является формирование системы институтов, обслуживающих потребности рынка, включая кредитные бюро, компании, занимающиеся страхованием ипотечных рисков, и т.д. И, наконец, третьим важнейшим аспектом ипотечной инфраструктуры следует считать развитие фондового рынка. Именно он должен стать той «проводящей системой», которая будет обеспечивать приток ресурсов инвесторов в строительство жилья.

Рассмотрим эти три аспекта более подробно.

Стандартизация процессов – основа массовой ипотеки. Существующий сегодня дорогой, неэффективный и порождающий множество рисков механизм выдачи ипотечных кредитов является непреодолимым препятствием для ее построения и делает невозможным секьюритизацию. Поэтому необходимы четкие и ясные стандарты, соблюдение которых должно контролироваться достаточно жестко. И шаги в данном направлении уже предпринимаются. В 2005 году российское Правительство одобрило Концепцию развития системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования.

Сегодня крайне актуален вопрос повышения эффективности учетной системы закладных. Для того чтобы уменьшить затраты, связанные с их обслуживанием, необходимо наладить депозитарный учет закладных, разработать концепцию, определяющую правила перехода прав на данные объекты. В настоящее время в рамках Проекта формируется план подготовки нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить создание эффективной системы учета закладных. Кроме того, соответствующий законопроект готовит Министерство экономического развития и торговли совместно с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

Ведется серьезная работа и по повышению эффективности законодательства, регламентирующего работу бюро кредитных историй. В Государственной Думе находится ряд законопроектов, которые призваны ускорить развитие этого института. Да и сам бизнес работает над созданием стандартов своей деятельности – в частности, операторы разрабатывают типовые договоры, соглашения и т.д.

Важным элементом инфраструктуры рынка ипотечного кредитования должна стать система мониторинга досрочного погашения кредитов. Как известно, возможность завершения заемщиком выплат ранее установленного срока создает дополнительные риски при секьюритизации. Во всех странах, активно развивающих финансовые инструменты привлечения денежных средств в ипотеку статистика по досрочным погашениям играет важную роль при оценке степени рискованности тех или иных ценных бумаг.

Еще одним институтом, обслуживающим нужды ипотеки, является ипотечное страхование. Именно оно обеспечивает надежность и стабильность системы кредитования под залог недвижимости. Благодаря страхованию ипотеки можно в значительной мере снизить риски кредитора и в конечном счете повлиять на уменьшение процентных ставок по кредитам, сделав ипотеку более доступной. В Проекте предусмотрен ряд мер по содействию государства развитию системы ипотечного страхования. В частности, не исключается возможность создания государственной страховой компании, специализирующейся на ипотечном страховании. В дальнейшем она будет приватизирована либо привлечена в систему частного капитала.

Особенно важными представляются шаги Правительства, направленные на развитие инструментов финансового рынка. В рамках Проекта ведется серьезная работа по завершению формирования нормативной базы для создания в России развитого рынка ипотечных ценных бумаг. Процесс подготовки этих документов взят под жесткий контроль ФСФР России.

Помимо положений, связанных с нормотворчеством, в Проекте предусмотрена достаточно серьезная государственная поддержка АИЖК. Правительство впервые определилось с размерами господдержки Агентства на длительный период. Это должно стать серьезным стимулом для бизнеса.

Поскольку эффективное развитие механизмов ипотечного кредитования сегодня невозможно без сбалансированного роста предложения на рынке жилья, разработчики Проекта предусмотрели ряд мер, направленных на стимулирование этого направления. Так, документ содержит положения об обеспечении открытых и прозрачных конкурсных процедур по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, о субсидировании процентных ставок по кредитам, выдаваемым девелоперам на обеспечение участков инфраструктурой и т.д. Ставится вопрос о внесении поправок в Федеральный закон о долевом строительстве. Прежде всего уточнений и изменений требуют положения, касающиеся размера штрафных санкций, судебного порядка расторжения договора в случае нарушения дольщиком графика платежей и др.

Сегодня наряду с ипотекой должны активно развиваться и накопительные схемы приобретения жилья. Речь идет, в частности, о строительных сберегательных кассах–механизме, который в течение многих лет успешно используется в Германии и ряде других стран.


Модели привлечения банками ресурсов для ипотечного кредитования

Проблему привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного кредитования в России.

Слишком «короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.

Имеются две основные стратегии привлечения банками финансовых ресурсов для ипотечного кредитования:

1) ориентация на «розничные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и юридических лиц);

2) ориентация на «оптовые» источники кредитных ресурсов (кредитные линии российских и иностранных кредитных организаций, средства институциональных инвесторов, целевые облигационные займы).

К «розничным» источникам кредитных ресурсов можно отнести также средства на «контрактных» жилищных накопительных счетах (такие счета предполагают на первом этапе накопление гражданином определенной суммы средств с условием получения ипотечного кредита в этом же банке для приобретения жилья).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.