|
100
24,1 13,4 8,1 19,6 4,4 14,3 1,7 0,6 3,1 1,1 9,6 |
11773
2238 2848 917 1591 877 411 1546 146 83 60 1056 |
100
19,0 24,2 7,8 13,5 7,4 3,5 13,1 1,2 0,7 0,5 9,0 |
9560
2921 1695 923 733 541 405 312 70 43 42 1875 |
100
30,6 17,7 9,7 7,7 5,7 4,2 3,3 0,7 0,4 0,4 19,6 |
Глава 3. Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в РФ.
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. Акт содержит ряд принципиально новых положений в сравнении с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностранная организация», гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестировать на территории РФ.
На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или внесения в действующие акты изменений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока окупаемости данных проектов. Но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам — более 50 млн. долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки». Предоставление такого стабилизационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) капитале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений, установления порядка регистрации приоритетных проектов.
Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором вдет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).
К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идет о подходах, создающих дополнительные возможности по укреплению стабильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инвесторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов. Одна из проблем здесь связана с двойным налогообложением инвестиций, во избежание которого новейшим российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям статьи 15 Конституции РФ). К числу стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Армения, Бельгия, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Китай, Норвегия, США, Кипр, и др.
В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде всего концессий и свободных экономических зон).
К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся - шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено, далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, — имеют.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.