Рефераты. Иностранные инвестиции в РФ: структура, направления и эффективность использования

1872

1225

31

 

27

 

2

5269

 

1452

3349

468

100

 

44,6

 

12,2

 

 

19,6

12,8

0,3

 

0,3

 

0,0

55,1

 

15,2

35

4,9

 


Глава 2.         Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

 

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием ряда новых законов и поправок к уже существующим законам. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

- активизация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

 

Основные виды инвестиций

Для развитых стран мира и стран, развивающихся или переживающих кризис в экономике, инвестиционная политика, стимулирующая принятие инвестиционных решений и исполнение инвестиционных проектов, обеспечивающих поддержание технико-технологического состояния народного хозяйства на мировом уровне или достижение его, экономические усилия в этом направлении, является одним из важнейших средств успешного осуществления независимой внутренней и внешней политики. В этом состоит общеэкономическое значение инвестиций и принятие инвестиционных решений.

Международные финансовые рынки не ограничиваются рамками одной страны: деятельность таких рынков предполагает участие в них представителей разных стран; предметы торговли (например, долговые обязательства) должны быть нормированы в валюте, отличающейся от валюты страны, в которой они продаются. Речь идет, как правило, о свободно конвертируемой валюте.

Финансовые рынки обычно подразделяются на денежный рынок (money market), на котором реализуются краткосрочные финансовые инструменты со сроком обращения не более года: коммерческие и казначейские векселя, банковские акцепты, купонные и дисконтные облигации и т.д., и рынок капитала (capital market), на котором обращаются долгосрочные обязательства, акции и др. ценные бумаги. Последний часто рассматривают как важнейший вид финансового рынка.

Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется  на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг, который составляет существенную часть этого рынка и включает в себя организованный и неорганизованный («уличный») рынки.

Вместе с тем переход к рыночной системе хозяйственных связей способствует существенному расширению круга инвесторов, активизации инвестиционной деятельности. Особое положение среди них занимают различные негосударственные (частные) инвесторы, которые вкладывают собственный или заемный капитал в развитие тех или иных отраслей и сфер народного хозяйства, а также совершают те или иные операции на различных финансовых рынках.

По характеру инвестиций и форме собственного капитала различают индивидуальных (физические лица), корпоративных (предприятия и организации) и институциональных (коллективных) инвесторов.

Особенность индивидуальных инвесторов состоит в том, что они не объединяют свои капиталы, производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга.

Корпоративные инвесторы действуют от имени соответствующего предприятия, фирмы акционерного общества с привлечением его собственного капитала и заемных средств. Значительная часть корпоративных инвесторов занимается в основном материальным инвестированием, вложения в ценные бумаги представляют для них дополнительный вид инвестирования.

Институциональные инвесторы формируют свой капитал из средств клиентов или вкладчиков и размещают его в основном в ценные бумаги. Для некоторых из них дополнительным является материальное инвестирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.