|
Мы показали наличие преимуществ и недостатков у каждого из способов общения, не претендуя на полноту анализа. При подготовке программ дистанционного обучения особое внимание уделяется формированию такого сочетания различных средств коммуникации, которое позволило бы компенсировать недостаток личного контакта за счет интенсификации виртуального общения.
Электронная готовность России
Для России одним из основных недостатков информационных технологий, затрудняющих их использование в дистанционном обучении, является недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры и, как следствие, недостаточная компьютерная грамотность потенциальных слушателей.
Согласно результатам исследования электронной готовности различных стран (The 2004 e-readiness rankings), проведенного Economist Intelligence Unit совместно с IBM Institute for Busines Value, Россия заняла в 2004 году бесславное 55-е место (из 64-х учтенных), переместившись туда с 48-го в 2003-м. В результате мы оказались даже менее "готовыми", чем Украина, Шри-Ланка, Китай и Египет. Истины ради следует заметить, что по сравнению с 2003 годом несколько изменились правила составления рейтинга. Большую роль при оценке стали играть наиболее современные коммуникационные технологии, которые, впрочем, у нас также оказались развитыми недостаточно.
Среди восточноевропейских соседей Россия тоже не блещет, занимая 12-е место из 14-ти участвовавших в рейтинге, превосходя только Казахстан и Азербайджан. Правда, нас рассматривают как потенциально наиболее массовый рынок мобильной связи, которая может послужить альтернативным способом доступа в Интернет и тем самым компенсировать недоразвитость интернет-инфраструктуры и, в частности, линий связи. Однако существующие программы дистанционного обучения вряд ли смогут воспользоваться этим "преимуществом" российского рынка в ближайшем будущем.
3.3 Академия электронной дидактики.
Естественно, в век стремительного научно-технического прогресса, образовательный процесс должен соответствовать требованиям дня. Такое соответствие может быть достигнуто только на основе внедрения в образовательный процесс достижений в области информационных технологий. Это не только обмен информацией с использованием электронной почты, чата, форума или видеоконференцсвязи, а, в первую очередь, создание дидактической информационной среды, реализуемой в форме компьютерных средств обучения (КСО). В КСО моделируется учебный диалог, что обеспечивает эффективное самостоятельное обучение. Подходы к организации дистанционного обучения используются в крупных российских компаниях и учебных заведениях.
Основу процесса дистанционного обучения в Академии составляет самостоятельная работа обучающегося с КСО. КСО включает последовательность шагов обучения, с помощью которых обучающие стремятся обеспечить достижение поставленных дидактических целей.
В КСО этапы реализуются через структуру курса, систему меню и
компьютерную модель различных дидактических приемов. В дидактических
приемах, реализуемых с использованием возможностей информационных
технологий, раскрывается творческий потенциал каждого преподавателя.
Изучение курса осуществляется в соответствии с календарем обучения путем
последовательного выполнения содержания этапов обучения (рис.1). Более
подробно порядок работы с курсом изложен в справочной системе
изучаемого КСО.
В настоящее время существует множество точек зрения на вопросы использования информационных технологий в образовательном процессе. По этому поводу ведутся широкие дискуссии. Мы готовы принимать в них участие.
Вместе с тем мы осознаем, что наша деятельность должна базироваться на теоретическом фундаменте.
Ядром такого фундамента является разработанная нами "Концепция информатизации учебного процесса"
Мы предлагаем нашим партнерам готовые к применению методики:
- разработки компьютерных средств обучения;
- оценки степени достижения цели обучения;
- оптимизации
процесса обучения по учебной дисциплине
и другие, обеспечивающие эффективное внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Основу
процесса дистанционного обучения в Академии составляет самостоятельная работа
обучающегося с КСО. КСО включает последовательность шагов обучения, с помощью
которых обучающие стремятся обеспечить достижение поставленных дидактических
целей.
Каждый шаг состоит из этапов, на которых организуется опосредованное
взаимодействие обучающих и обучающихся (рис.1):
рис.1.
В КСО этапы реализуются через структуру курса, систему меню и компьютерную модель различных дидактических приемов. В дидактических приемах, реализуемых с использованием возможностей информационных технологий, раскрывается творческий потенциал каждого преподавателя.
Изучение курса осуществляется в соответствии с календарем обучения путем последовательного выполнения содержания этапов обучения (рис.1). Более подробно порядок работы с курсом изложен в справочной системе изучаемого КСО.
Исходя из установленной в Академии технологии дистанционного обучения, определены уровни подготовки персонала:
- обучающийся: лицо, изучающее содержание КСО в системе дистанционного обучения;
- мастер курса: лицо, сдавшее тест итогового контроля КСО с результатом не менее 75%;
- мастер: лицо, достигшее уровень "мастер курса" и изучившее КСО с общим объемом не менее 100 часов;
- профессионал: специалист, достигший уровень"мастер", самостоятельно разрабатывающий КСО, осуществляющий тьюторское сопровождение процесса обучения.
Заключение:
1.
- Проблемы в педагогике являются следствием кризиса образования.
- Сформулированные проблемы являются своеобразным планом действий при становлении и развитии системы открытого образования. Приведенный список динамичен, постоянно расширяется численно и качественно.
· При рассмотрении процесса образования как открытого, творческого, в который включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество) обучение и воспитание предстают как единое целое, которое в принципе разделить невозможно.
· Специфика открытой системы образования, заключается и в том, что образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.
· Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования.
· Возникновение инновационного потока означает не только то, что знания становятся столь же важным фактором производства, как труд, "земля" (естественные условия производства) и капитал. Существенно не просто наличие релевантных знаний, а их почти непрерывное изменение (обновление и рост). В такой экономике решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников.
2. Коучинг - это не панацея, а один из методов развития и управления персоналом, решения проблем и человека, и компании. Внедрение методов и подходов коучинга в повседневную практику управления может сильно продвинуть компанию и сотрудников к достижению общих и персональных целей..
Конкурентное преимущество не лежит в сфере владения информационными технологиями — они есть у всех. На эффективность работы организации влияет не то, что умеет и знает ваш персонал, а что он хочет делать и как это делает. Коучинг позволяет получить инициативных и деятельных сотрудников, которые по своему желанию выкладываются на 100%.
3. Дистанционное обучение в идеальном случае:
• предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;
• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
• предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
• значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;
• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
• позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;
• удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;
• повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;
• способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и
материального потенциала, накопленного отечественной образовательной
системой;
сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории
РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.
Список литературы:
1 Свирикова Е.Б. // “Officefile”, №53, 2003.
2 Смирнов В.Т., Вигурская С.П., Родионова Е.М., Послевузовское образование: новые условия и качество// Изд-во Машиностроение-1, Орёл
3 Филиппов В.М., Тихомиров В.П. (общая редакция). Открытое образование – стратегия ХХI века для России// Изд-во МЭСИ, М.
4 Ханс Бегир//Персонал-МИКС №1, 2004,20
5 www.axima-consult.ru/stati-1-34.html
6 www.coachsavkin.ru/smbookglava3.htm
7 www.demoscope.ru/weekly/2002/083/tema01.php
8 www.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/dissert/dissert_Andreev/br/oglb.html
10 www.spbc.ru/library/article/doc18139
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.