Рефераты. Информационные технологии в коучинге

В Японии с начала 80-х годов функционирует «Университет в эфире».Это государственное учреждение, находящееся на бюджете и под строгим контролем министерства просвещения, имеющее несколько факультетов гуманитарного и естественнонаучного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы Открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов

Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие ДО заметно отстает от развития Д Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами-отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей.

Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

Наступающий век уже сейчас требует качественно иных знаний и подходов к решению управленческих и производственных проблем. Складывающийся рынок труда в новых рыночных условиях предъявляет все возрастающий спрос на специалистов высокой квалификации в областях экономики, финансов, управления и права.

Система дистанционного обучения дает актуальные по содержанию и качеству знания - мобильно, удобно, технологически современно! Преимущества С.Д.О.

образование возможно получить в сжатые сроки; совершенно не требует отрыва обучающегося от основной работы; гибко и удобно для обучающегося; процесс обучения можно начать в любое время года; обходится приблизительно в два раза дешевле очной и заочной форм обучения;

не снижает качества обучения, построенного на государственных образовательных стандартах;

каждый обучающийся обеспечивается полным комплектом учебно-практических пособий;

идеально приспособлено для подготовки (переподготовки) персонала отдельной фирмы; эффективно на любом расстоянии от образовательного центра.

В чем состоит прогресс С.Д.О.

Гибкость - возможность варьировать длительность и порядок обучения, использовать самые современные учебные средства, приспособляемость к любому уровню предварительного образования.

Модульность - целостное представление о предметной области локализовано в каждом отдельном курсе, из которых формируется любое разнообразие учебных программ. Это позволяет осуществить индивидуальный или групповой подход к образовательным потребностям обучаемых.

Новая роль преподавателя - обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта, оказывающего научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы.

Экономическая эффективность - по оценкам мировых образовательных систем экономическая эффективность СДО на 50% выше традиционных форм образования.

Дистанционное обучение может быть использовано в любой среде, где есть потребность людей к улучшенному доступу к информации, совместно использовать ресурсы, или где ученики, преподаватели, администраторы и предметные специалисты должны достигать отдаленных мест, чтобы проводить коммуникации друг с другом.


Модель СО

Данная модель базируется на использовании сети ИНТЕРНЕТ. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса, обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.


Модель МТ

Представляет собой вариант, при котором студент в процессе дистанционного обучения использует мобильный персональный портативный компьютер (МППК). В случае применения МППК в режиме «плейера», он применяется для чтения учебных материалов, выполненных в электронном виде. МППК может быть приобретен студентом в личное пользование или   взят на прокат. Электронные варианты курсов могут быть записаны в память МГШК целиком в объеме, необходимом для изучения всей учебной дисциплины или частично, если это не позволяет память МППК. В последнем случае по мере изучения учебный материал обновляется путем перезаписи с настольных персональных компьютеров учебных центров через инфракрасную или кабельную связь.

Наиболее сложные и дорогие МППК являются полнофункциональными и по своим функциональным возможностям приближаются к персональным компьютерам серии Pentium и имеют выход в ИНТЕРНЕТ, то в таком случае Модель МТ   не отличается по существу проведения учебного процесса от Модели СО.

Анализ стоимости обучения по заочному и дистанционному обучению, проведенному применительно к Московским вузам и вузам Нижегородской области показал, что ДО дешевле дневной формы приблизительно в два раза и составляет около $1000 в год. Но сюда не входит стоимость поездок, оплаты средств коммуникаций (почты, телефонных переговоров и др.). Для сравнения укажем, что только один курс длительностью обучения месяц стоит за границей $2000-3000.

В заключении обратим внимание на важное обстоятельство, а именно проблему потенциальной возможности оплаты за обучение в настоящее

время в России. С учетом минимального прожиточного минимума в сумме

около $60 в месяц можно сделать вывод о том, что среднестатистическое

население России не может оплачивать высшее образование, т.к. денежный месячный доход составляет около $116. Реальная стоимость

образовательной услуги для среднестатистического населения России

составляет при очной форме получения образования составит около $2000

т.е. в массовом масштабе вопрос стоит невозможности оплаты высшего

образования, получаемого по очной форме.

В этом случае ДО является единственной возможностью получения

образования широкими слоями населения.

Возможности и ограничения информационных технологий

Играя существенную роль в дистанционном обучении менеджеров,

информационные технологии имеют ряд существенных ограничений. В

первую очередь нельзя ограничиваться лишь одним типом электронных

коммуникаций (электронная почта, интернет-конференции, обучающие

программы или что-то иное). Более эффективно использовать сочетание

различных средств коммуникации, включая личное общение. Важно

понимать возможности и ограничения каждого из типов общения. Как мы

уже отметили выше, каждый из типов общения имеет свои сильные и слабые стороны:

Таблица 1

Качественные различия типов общения


Тип общения



         Сильные стороны


        Слабые стороны

То же время и то же место


Активная передача неформализированных знаний. Возможность тут же получить ответ на свой вопрос

Быстротечность процесса. Можно не успеть ощутить затруднение и не задать своевременно вопроса. Можно сразу не понять ответа

Тоже время и разные места


Активный обмне мнениями. Возможность быстро уничтожить вопрос

Ограничение по количеству активных участников. Надо быстро формулировать свои суждения и вопросы

Разное время и то же место

Можно продумать своё сообщение и подумать над сообщениями других

Невозможно передать быстро  сообщение или получить оперативную обратную связь

Разное время и разные места

Сообщения тщательнее готовятся. Есть возможность обратиться к сообщениям повторно

Слишком долгая обратная связь (если вообще есть)


Мы показали наличие преимуществ и недостатков у каждого из способов общения, не претендуя на полноту анализа. При подготовке программ дистанционного обучения особое внимание уделяется формированию такого сочетания различных средств коммуникации, которое позволило бы компенсировать недостаток личного контакта за счет интенсификации виртуального общения.


Электронная готовность России

Для России одним из основных недостатков информационных технологий, затрудняющих их использование в дистанционном обучении, является недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры и, как следствие, недостаточная компьютерная грамотность потенциальных слушателей.

Согласно результатам исследования электронной готовности различных стран (The 2004 e-readiness rankings), проведенного Economist Intelligence Unit совместно с IBM Institute for Busines Value, Россия заняла в 2004 году бесславное 55-е место (из 64-х учтенных), переместившись туда с 48-го в 2003-м. В результате мы оказались даже менее "готовыми", чем Украина, Шри-Ланка, Китай и Египет. Истины ради следует заметить, что по сравнению с 2003 годом несколько изменились правила составления рейтинга. Большую роль при оценке стали играть наиболее современные коммуникационные технологии, которые, впрочем, у нас также оказались развитыми недостаточно.

Среди восточноевропейских соседей Россия тоже не блещет, занимая 12-е место из 14-ти участвовавших в рейтинге, превосходя только Казахстан и Азербайджан. Правда, нас рассматривают как потенциально наиболее массовый рынок мобильной связи, которая может послужить альтернативным способом доступа в Интернет и тем самым компенсировать недоразвитость интернет-инфраструктуры и, в частности, линий связи. Однако существующие программы дистанционного обучения вряд ли смогут воспользоваться этим "преимуществом" российского рынка в ближайшем будущем.


3.3 Академия электронной дидактики.

Естественно, в век стремительного научно-технического прогресса, образовательный процесс должен соответствовать требованиям дня. Такое соответствие может быть достигнуто только на основе внедрения в образовательный процесс достижений в области информационных технологий. Это не только обмен информацией с использованием электронной почты, чата, форума или видеоконференцсвязи, а, в первую очередь, создание дидактической информационной среды, реализуемой в форме компьютерных средств обучения (КСО). В КСО моделируется учебный диалог, что обеспечивает эффективное самостоятельное обучение. Подходы к организации дистанционного обучения используются в крупных российских компаниях и учебных заведениях.

Основу процесса дистанционного обучения в Академии составляет самостоятельная работа обучающегося с КСО. КСО включает последовательность шагов обучения, с помощью которых обучающие стремятся обеспечить достижение поставленных дидактических целей.

В КСО этапы реализуются через структуру курса, систему меню и

компьютерную модель различных дидактических приемов. В дидактических

приемах, реализуемых с использованием возможностей информационных

технологий, раскрывается творческий потенциал каждого преподавателя.

Изучение курса осуществляется в соответствии с календарем обучения путем

последовательного выполнения содержания этапов обучения (рис.1). Более

подробно порядок работы с курсом изложен в справочной системе

изучаемого КСО.

В настоящее время существует множество точек зрения на вопросы использования информационных технологий в образовательном процессе. По этому поводу ведутся широкие дискуссии. Мы готовы принимать в них участие.

Вместе с тем мы осознаем, что наша деятельность должна базироваться на теоретическом фундаменте.

Ядром такого фундамента является разработанная нами "Концепция информатизации учебного процесса"

Мы предлагаем нашим партнерам готовые к применению методики:

Основу процесса дистанционного обучения в Академии составляет самостоятельная работа обучающегося с КСО. КСО включает последовательность шагов обучения, с помощью которых обучающие стремятся обеспечить достижение поставленных дидактических целей.
Каждый шаг состоит из этапов, на которых организуется опосредованное взаимодействие обучающих и обучающихся (рис.1):

рис.1.

В КСО этапы реализуются через структуру курса, систему меню и компьютерную модель различных дидактических приемов. В дидактических приемах, реализуемых с использованием возможностей информационных технологий, раскрывается творческий потенциал каждого преподавателя.

Изучение курса осуществляется в соответствии с календарем обучения путем последовательного выполнения содержания этапов обучения (рис.1). Более подробно порядок работы с курсом изложен в справочной системе изучаемого КСО.

Исходя из установленной в Академии технологии дистанционного обучения, определены уровни подготовки персонала:


















Заключение:

1.

·         При рассмотрении процесса образования как открытого, творческого, в который включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество) обучение и воспитание предстают как единое целое, которое в принципе разделить невозможно.

·         Специфика открытой системы образования, заключается и в том, что образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.

·         Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

·        Возникновение инновационного потока означает не только то, что знания становятся столь же важным фактором производства, как труд, "земля" (естественные условия производства) и капитал. Существенно не просто наличие релевантных знаний, а их почти непрерывное изменение (обновление и рост). В такой экономике решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников.


2. Коучинг - это не панацея, а один из методов развития и управления персоналом, решения проблем и человека, и компании. Внедрение методов и подходов коучинга в повседневную практику управления может сильно продвинуть компанию и сотрудников к достижению общих и персональных целей..

Конкурентное преимущество не лежит в сфере владения информационными технологиями — они есть у всех. На эффективность работы организации влияет не то, что умеет и знает ваш персонал, а что он хочет делать и как это делает. Коучинг позволяет получить инициативных и деятельных сотрудников, которые по своему желанию выкладываются на 100%.


3. Дистанционное обучение в идеальном случае:


• предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

• предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

• значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

• позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

• удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;

• повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;

• способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и

материального потенциала, накопленного отечественной образовательной

системой;

сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории

РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.















Список литературы:


1         Свирикова Е.Б. // “Officefile”, №53, 2003.

2         Смирнов В.Т., Вигурская С.П., Родионова Е.М., Послевузовское образование: новые условия и качество// Изд-во Машиностроение-1, Орёл

3         Филиппов В.М., Тихомиров В.П. (общая редакция). Открытое образование – стратегия ХХI века для России// Изд-во МЭСИ, М.

4          Ханс Бегир//Персонал-МИКС №1, 2004,20

5         www.axima-consult.ru/stati-1-34.html

6         www.coachsavkin.ru/smbookglava3.htm

7         www.demoscope.ru/weekly/2002/083/tema01.php

8         www.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/dissert/dissert_Andreev/br/oglb.html

9         www.pravcons.ru

10     www.spbc.ru/library/article/doc18139




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.