Рефераты. Инфляция в переходной экономике: сущность, специфика, методы борьбы

По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).

Вышеприведенная классификация может быть дополнена иным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева.  В этой связи выделяют следующие виды инфляции:

Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только  производители, сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.

Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен.  Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.

В соответствии с критерием ожидаемости можно также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификация представлена у всех изученных авторов

Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.

Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” - резкое сокращение спроса так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, сто сковывает их инновационный потенциал.

К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов инфляции.

Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиеся повышенным спросом цены растут. В то же время на товары, спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки. Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при стабильных ценах на них.

Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точка зрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может переключиться на более современные и престижные товары.

Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию он выделяет:

Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.

Инфляция прибылей -  промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.

Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.

“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.

Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России, в значительной степени регулируется государством, позволил      В. Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.

Административная инфляция – воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек.

 

§3 Современные методы антиинфляционного регулирования. Монетаристский и кейнсианский подходы

 

 

Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько таких теоретических подходов.

Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики отводится государству.

Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.

Сторонники теории “экономики предложения” признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров.

Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.

Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.

Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.

Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.