Рефераты. Государственные и местные налоги

В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 года «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» п.2 ст.18 Закона «Об основах налоговой системы» был дополнен положением согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Иными словами, данный принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей, непредусмотренных Законом «Об основах налоговой системы», а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Кроме того, этот принцип составляет основу разграничения полномочий вы налоговой сфере.   

 

 

                                 III  Экономическая сущность налогообложения.

Возникновение налогообложение было вызвано появление государства и государственного аппарата. Однако налоги -  это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория. Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит название валового общественного продукта. В свою очередь, ВОП в стоимостной форме состоит из ст0ти потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (m). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Экономический принципы налогообложения. Принципы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущее положение, определяющие начало чего-либо. Применительно налогообложения принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Условно можно выделить три таких принципа:

-          экономические принципы налогообложения;

-           юридический принципы налогообложения (налогового права);

-          организационные принципы налоговой системы.

 

Подробнее рассмотрим экономические принципы налогообложения. Представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатсва народов». Он выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларация прав плательщика».

1)       принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А.Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2)       принцип справедливости, заключающийся  в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

3)       принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4)       принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5)        принцип экономии, в соответствие с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.   

Принципы, предложенные А.Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развития общества система принципов претерпела  определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономический принципа налогообложения:

1)       принцип справедливости;

2)       принцип соразмерности;

3)       принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4)       принцип экономичности (эффективности). 

 

Согласно принципу справедливости, каждый подданный государству обязан принимать участие в финансирование расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается в соотношение наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера - при построение кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

 

 Государственные и местные налоги Д

 

 Государственные и местные налоги
 

 


                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                      

                             

                           Нормальная                                      Запретительная

                              Зона шкалы                                         зона шкалы

                                                                                Т1

О                                                                                                                                                               Т

 Государственные и местные налоги
 

 

 


Выноска 2: Доходы, предъявленные к налогообложению                                    

 

 

 


Выноска 2: Доходы, подлежащие налогообложению В

 

 

 

 

 

На рис.1 представлена графически следующая концепция. Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет  (ось Д). Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают. Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налога приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога. Задача законодателя – на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности. Налоговый предел – условная точка налогообложения, в который достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономический положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложения должно характеризоваться определенность и удобством для налогоплательщика.  Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика – обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть информирован за ранее, - а также простота исчисления и уплаты налога. Одним из проявлений данного принципа можно считать возможность выбора плательщиком того или иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Однако в ряде случаев современное российское налоговое законодательство вступает в противоречия с данным принципом.

Принцип экономичности (эффективности), по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Условия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрывается суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налогом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратно.         

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.