Рефераты. Государственные и местные налоги

 

Этапы развития налогообложения в России.

 

Конец IX –XIII вв.    Финансовая система Древней Руси складывается с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения  выступают поборы, именуемые «данью». Дань носила нерегулярный характер в виде контрибуций с побежденных народов.  Со временем дань стала прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служит «дым», определявшийся числом печей  и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимаются в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных  селений.

 

XIII в. – 1476 г.  В 13 веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель.  Единицами налогообложения были: в городах – двор, в сельской местности хозяйство.

1462 –1505 г. Московский князь Иван IIIВасильевич в 1476 году отказался от уплаты дани ханам. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована. Иван III ввел подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства.

1629 – 1676 г. В царствование царя Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

1672 – 1725 г. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий.         

1729 – 1796 г.  Основной чертой налоговой системы при правлении Екатерины II является большое количество косвенных налогов. Они приносили 42 % государственных налогов.

Первая половина XIX в. Характеризуется развитием российской финансовой науки.  В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый «План финансов», создателем  которого выступает Сперанский.

Вторая половина XIX в.  Большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.

Конец XIX в. – начало XX в. Основными налогами являются: акцизы на соль, керосин, спички, табак,  сахар, таможенные пошлины, алкогольные акцизы.  В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства.

                Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями ее политическом устройстве и с историческими вехами.

                После революции  1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.   

                Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. В этот же период были заложены основы налоговой системы Советского государства. На развитие советского налогообложения 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ее ряда черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог (по мере роста капитала и имущества ставка налога прогрессивно увеличивалась). Характерным для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги. 

                В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

                С 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, и налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны.

                В 1930-1932 гг.  СССР была произведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.                 

                Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков,  одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

                Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз за товары народного потребления: хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954году поступления от налога с оборота составляли 41%  в составе всей доходной части бюджета.

                К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7-8% всех поступлений бюджета.

                Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования середины 80-х годов объективно вызвало возрождения отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимаются серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июня 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.

                В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года  «О подоходном налоге с физических лиц».  В декабре 1991 года налоговая система России  в основном была сформирована.       

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который, являясь основополагающим,  впервые дал определение понятия «налог». Согласно Ст.2 Закона «…под налогом … понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги устанавливаются и отменяются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.  Представление о сущности, природе налогов, их месте и роли в экономической системе раскрывается в налоговых теориях, которые стали формироваться в качестве законченных научных учений начиная с XVII в.

 

налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил,  а также их расстановку.

 

 

2. Функции налогообложения.

 

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.