Рефераты. Государственные и местные налоги

Основу российской налоговой модели 1992 года составили две пары налогов, удельный вес которых в доходах государственного бюджета стал подавляющим. Первая пара налогов была привязана к доходу (прибыли), получаемому юридическими и физическими лицами в процессе их трудовой и предпринимательской деятельности, а вторая — к выручке от реализации продукции и услуг, т. е. обороту. Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть, около 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета, составляют налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, а также НДС и акцизы. В 1996 году по консолидированному бюджету в общих налоговых поступлениях доля налога на прибыль составила около 26%, косвенных налогов на товары и услуги —43% (в том числе НДС — 30%), подоходного налога с физических лиц — около 10%. Между тем доля имущественных налогов составила около 8%, а платежей за пользование природными ресурсами —только 4%. На местные и региональные налоги приходится не более 5% совокупных налоговых поступлений. Следует отметить, что в вопросах распределения налогов между бюджетами различных уровней и контроля за их установлением по-прежнему ведущее место занимают интересы федерального бюджета.

Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог — налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми. Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%. Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.

Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР — примерно 7% общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан.

Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. В ближайшее время планируется создание глобальной системы персонального налогового учета всех физических лиц, проживающих, получающих доходы и имеющих иные объекты налогообложения на территории России.

Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства. Привлечение к ответственности преследует исключительно фискальные цели и не учитывает требований обоснованности, виновности и справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком в случае неправомерных действий государственных органов и должностных лиц практически отсутствует и существует лишь в декларативном состоянии.

С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины. Приведенные основные характеристики свидетельствуют о том, что, несмотря на динамичное развитие в течение последних пяти лет, уровень налоговой системы России по сравнению с налоговыми системами развитых стран остается невысоким. Все это говорит о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы Российской Федерации.

По словам И. Горского, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам. Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.

При рассмотрении вопроса о системе налогов Российской Федерации необходимо обратиться непосредственно к ст. 18 Закона об основах налоговой системы, которая предусматривает следующие виды налогов, взимаемых на территории России:

 

а) федеральные налоги;

б) налоги республик, находящихся в составе Российской Федерации, и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

в) местные налоги.

 

Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

  Статья 13. Федеральные налоги и сборы

  К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

 

  Статья 14. Региональные налоги и сборы

 1. К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

2. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

 

Статья 15. Местные налоги и сборы

   К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.