а) проведением предварительных расчетов ежедневной и недельной потребности в предметах труда по РМ и участкам в соответствии с заданной программой с учетом запасов на производственных переходах;
б) составлением комплексной технологии с разработкой транспортно-технологической схемы, а также схем механизированной грузопереработки, предусматривающих кратчайшие расстояния перемещения грузов, выпрямление грузопотоков, уменьшение количества погрузок, целевую доставку грузов к рабочим местам и т.д.;
в) составлением графика обслуживания.
Внедрение транспортно-технологической схемы позволяет обеспечить:
- сокращение перевалок, перегрузок и пересчета сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей в результате применения стандартной тары, поддонов, контейнеров, этажерок и др. устройств;
- возможность ликвидации или сокращения промежуточного складирования;
- транспортировку как внутри цеха, так и между цехами по кольцевым маршрутам;
- централизованное выполнение транспортных операций бригадами, специализированными по видам работ, грузов, маршрутов.
При совершенствовании транспортно-технологической схемы предприятия следует учитывать направление и величину основных грузопотоков. По возможности рекомендуется применять кольцевые трассы, т.е. совмещать начало и конец цеховых грузопотоков. Это упрощает работку заводского транспорта: транспортные средства после их разгрузки могут загружаться без холостых пробегов.
Применение конвейеров и других транспортных средств возможно, когда это экономически оправдано (например, при стабильном грузопотоке и коротких расстояниях. Вопрос о целесообразности конвейерного (в особенности приводного) транспорта должен решаться на основе технико-экономического анализа.
На величину затрат рабочего времени на транспортное обслуживание оказывают влияние следующие факторы:
- уровень механизации и автоматизации транспортных средств;
- величина грузооборота;
- номенклатура и вес обрабатываемых изделий;
- протяженность грузопотоков;
- характер организации транспортной функции (централизованная или децентрализованная);
- принятая организация производства на участках и в цехах;
- сменность работы.
Инструментальная функция.
От организации инструментального хозяйства цеха, от того, насколько планомерно и качественно обеспечиваются рабочие инструментом, оснасткой и т.д. во многом зависят ритмичность работы, качество изготовляемой продукции и производительность труда работников основного производства.
При организации инструментального обслуживания рассчитывается профессиональный состав и количество работников, с учетом масштаба и характера производства. Для каждой профессии определяется содержание труда, составляется должностная инструкция с указанием обязанностей, прав и ответственности.
Регламент обслуживания предусматривает согласованность и увязку графиков подачи инструмента и приспособлений с работой основного производства. Для регламентации обслуживания проводится предварительный расчет ежедневной потребности в инструменте и приспособлениях в соответствии с производственной программой.
Пример должностной инструкции кладовщика секции приемки и сортировки отработанного инструмента:
Кладовщик секции приемки и сортировки отработанного инструмента инструментально-раздаточной кладовой выполняет все работы, связанные с приемкой инструментария, поступающего с производства, и его сортировкой. Кладовщик непосредственно подчиняется заведующему кладовой.
Обязанности: принимать и проверять поступающий инструментарий и определять его пригодность для дальнейшей эксплуатации:
подготовлять и отправлять инструментарий на заточку;
предъявлять техническому надзору поломанный или имеющий повышенный износ инструмент для принятия мер по упорядочению эксплуатации.
Права: требовать от мастера производственного участка своевременного оформления акта на поломанный инструмент.
Ответственность: за хранение, правильность сортировки, отправление инструмента в заточку.
Наладочная функция.
Обслуживание, связанное с наладочной функцией, в зависимости от типа и характера производства может быть:
- централизованным – в серийном и массовом производстве (наладка выделяется в самостоятельную функцию и осуществляется наладчиками).
- децентрализованным – в единичном и мелкосерийном производстве (наладка и подналадка самим работником основного производства).
Выделение наладки в самостоятельную функцию допустимо лишь при экономической ее целесообразности.
Регламент обслуживания предусматривает согласование времени наладки со временем работы оборудования. Он обеспечивается: подчинением регламента работы наладчиков задачам основного производства; графиком обслуживания; выполнением (по мере возможности) наладки оборудования в межсменные и внутрисменные перерывы; устойчивостью наладки, точностью регулировки; своевременным устранением возможных дефектов в наладке оборудования.
В условиях серийного и массового производства прогрессивной является система регламентированной активной наладки оборудования, предусматривающая принудительную замену рабочих инструментов и органов в соответствии с заранее разработанным графиком. Принудительная замена инструмента предупреждает его поломку, сокращает время наладки.
Наладчик руководства следующей технологической и инструктивной документацией:
производственным заданием на смену или более продолжительный период времени (неделю, декаду, месяц);
технологической картой наладки обслуживаемого оборудования;
чертежами деталей и технологическими процессами их обработки;
графиками наладки и замены инструмента;
производственными инструкциями, инструкциями по технике безопасности.
Кроме того, рекомендуются специальные инструктивные карты, в которых должен указываться состав трудового процесса (виды работ, комплекс приемов и последовательность их выполнения) и конкретные примеры наиболее рационального выполнения наладки, регулировки оборудования, разработанные в соответствии с рекомендациями, с учетом опыта передовых наладчиков.
Формы организации труда наладчиков в зависимости от характера производства и уровня автоматизации могут быть различными. При индивидуальной форме за наладчиком закрепляется определенное количество оборудования, а при объединении наладчиков в бригаду за ней закрепляется весь участок или определенная группа оборудования. При смешанной форме организации труда наладка и переналадка оборудования производится наладчиком, а подналадка в процессе работы – рабочим основного производства.
Для наладчиков наиболее характерны маршрутные рабочие места. Передвижное рабочее место наладчика должно включать легкий портативный ящик с набором необходимого режущего, мерительного и слесарно-монтажного инструмента; передвижной столик (или механизированную технику), на котором находятся инструменты, наладочные приспособления и техническая документация.
Наладчик должен иметь также и стационарное рабочее место. Его располагают по возможности ближе к группе закрепленных за ним станков. Стационарное рабочее место должно быть оснащено необходимой организационной и технологической оснасткой.
Рабочее место наладчика должно иметь связь с рабочими местами станочников основного производства
Ремонтная функция.
Основной задачей ремонтной службы, обслуживающей рабочие места, является межремонтное и ремонтное обслуживание оборудования. Правильная организация межремонтного обслуживания обеспечивает устойчивую работу оборудования, увеличивает продолжительность межремонтного цикла и удешевляет ремонт.
Межремонтное обслуживание предусматривает:
наблюдение за выполнением станочниками правил эксплуатации оборудования, их инструктаж;
осмотры, проверку состояния и устранение обнаруженных неисправностей всех видов технологического оборудования, различных соединений, крепежа, аппаратуры, приборов, электрооборудования;
текущий (мелкий) ремонт оборудования с восстановлением и заменой изношенных деталей, узлов, крепежа, регулировки;
проверку оборудования на технологическую точность;
систематическую смазку оборудования.
Межремонтное обслуживание оборудования производится заводскими ремонтными службами механика и электрика (энергетика), т.е. централизованно.
Содержание труда рабочих, занятых ремонтным обслуживанием, вытекает из основных положений межремонтного обслуживания оборудования.
При неполной загрузке рабочих, а также в целях более рационального использования рабочего времени и повышения интереса к работе рекомендуется применять совмещение профессий. Например, возможны следующие варианты совмещения:
Регламент ремонтного обслуживания предусматривает полную согласованность процесса обслуживания с основным производственным процессом в цехе. Регламент обеспечивается:
годовыми, квартальными, месячными планами планово-предупредительного ремонта, определяющими объемы и сроки выполняемых работ;
маршрутами и перечнем работ по межремонтному обслуживанию (при осмотрах, проверках, испытаниях и т.п.);
четким распределением обязанностей между работниками по функции.
Основным документом, регламентирующим профилактическое обслуживание оборудования, является календарный график осмотров.
Работы по ремонту производятся в строго определенное время, в основном в период регламентированных перерывов и нерабочих смен.
Для того чтобы профилактические осмотры не нарушали производственного процесса, следует предусматривать смещение обеденных перерывов (а иногда и начала смены) ремонтников относительно перерывов в работе рабочих основного производства.
Система планово-предупредительного ремонта (система регламентированных по времени и интенсивности эксплуатации отдельных видов оборудования видов ремонта (текущих, средних и капитальных), а также профилактических технических осмотров) широко применяется в промышленности как средство профилактики для достижения безостановочной и безотказной работы оборудования, хотя и имеет массу недостатков, основным из которых является закрепление существующей децентрализации ремонтных работ.
Страницы: 1, 2, 3, 4