вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером
могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная
формы регулирования предусматривают использование налогов и
кредитов для воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует
- 17 -
на сужение или расширение производства. При изменении условий
кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение
объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-
ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным
отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли,
формирующие общие условия для формирования общественного капи-
тала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться
поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в
решении социальных программ. Существуют также и специальные,
или целевые субсидии, которые предусматривают расходование
средств бюджета по строго определенным программам. Доля суб-
венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя
субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-
няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают
возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по
рыночных ценах.
_ 3Государственное предпринимательство . 0осуществляется в тех
областях, где хозяйственность противоречит природе частных
фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основ-
ное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономи-
ческих задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-
мулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма
регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предпри-
- 18 -
ятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспро-
изводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструк-
туры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым
государственным предпринимательством, относятся также пре-
доставление населению льгот в различных областях социальной
инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким
отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прог-
ресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хо-
зяйстве, проведение региональной политики - строительство в
экономически отсталых районах промышленных предприятий, созда-
ние рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения бе-
зотходных технологий, строительства очистных сооружений, раз-
витие фундаментальных научных исследований, производство това-
ров, являющееся по закону государственной монополией.
Я считаю, что государственное предпринимательство должно
развиваться 2только 0в тех сферах, где просто нет иного выхода.
Дело в том, что по сравнению с частными государственные предп-
риятия являются менее эффективными. Государственное предприя-
тие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и от-
ветственностью, всегда отстает от частного в степени хо-
зяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия
наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие
от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они
зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэ-
тому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной
обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную
конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен
- 19 -
гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или
же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу
предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые
не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление
увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и по-
высить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к ры-
ночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на се-
бя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, на-
логовые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У госу-
дарственных предприятий нет обязательств перед акционерами,
банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается
на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий,
качестве организации производства и т.д.
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима
еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: че-
рез взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем
за счет снижения издержек.
Если экономика обременена избыточным количеством госу-
дарственных предприятий, в сложное положение попадают их ра-
ботники. Именно они становятся первой жертвой правительствен-
ной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуа-
ций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают за-
мораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, про-
катившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала
широких протестов со стороны основной массы занятых в госу-
дарственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от
- 20 -
государственного давления, они сумеют в полной мере использо-
вать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами
частных предприятий.
_ 34. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без
вмешательства государства. Однако существует грань, за которой
происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность
производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосу-
дарствлении экономики, избавление ее от чрезмерной госу-
дарственной активности. Существуют важные ограничения для ре-
гулирования. Например, недопустимы любые действия государства,
разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планиро-
вание, всеохватный административный контроль за ценами и др.).
Это не означает, что государство снимает с себя ответствен-
ность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от пла-
нирования. Рыночная система не исключает планирования на уров-
не предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в
последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по
срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде
национальных целевых программ. Также следует отметить, что ры-
нок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому
влиять на него следует только косвенными, экономическими мето-
дами. Однако в ряде случаев, применение административных мето-
- 21 -
дов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать толь-
ко на экономические либо только на административные меры. С
одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой
экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит
влияние такого известного экономического метода, как ставка по
кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято адми-
нистративное решение. С другой стороны, в каждом администра-
тивном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что
он косвенно сказывается на поведении участников экономического
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5