Рефераты. Функции государства в экономике

вания  регламентирует деятельность предпринимателей.  Примером

могут служить антимонопольные законы.  Налоговая  и  кредитная

формы  регулирования  предусматривают  использование налогов и

кредитов для воздействия на национальный  объем  производства.

Изменяя налоговые ставки и льготы,  правительство воздействует


 

                            - 17 -

на сужение или расширение производства.  При изменении условий

кредитования  государство  влияет на уменьшение или увеличение

объема производства.

     Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-

ление государственных субсидий или налоговых  льгот  отдельным

отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли,

формирующие общие условия для формирования общественного капи-

тала(инфраструктуры).  На  основе  субсидий  может оказываться

поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в

решении  социальных программ.  Существуют также и специальные,

или целевые  субсидии,  которые  предусматривают  расходование

средств  бюджета по строго определенным программам.  Доля суб-

венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя

субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-

няет распределение ресурсов,  и субсидируемые отрасли получают

возможность возмещать издержки,  которые невозможно покрыть по

рыночных ценах.

      _ 3Государственное предпринимательство   . 0осуществляется в тех

областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных

фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основ-

ное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

первоочередная   цель   государственного   предпринимательства

состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономи-

ческих задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-

мулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма

регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предпри-


 

                            - 18 -

ятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспро-

изводства.  Это прежде всего отрасли экономической инфраструк-

туры(энергетика,  транспорт,  связь).  К  проблемам,  решаемым

государственным  предпринимательством,  относятся  также  пре-

доставление  населению  льгот  в различных областях социальной

инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким

отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прог-

ресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хо-

зяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в

экономически отсталых районах промышленных предприятий, созда-

ние рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения бе-

зотходных технологий,  строительства очистных сооружений, раз-

витие фундаментальных научных исследований, производство това-

ров, являющееся по закону государственной монополией.

     Я считаю,  что государственное предпринимательство должно

развиваться  2только  0в тех сферах,  где просто нет иного выхода.

Дело в том, что по сравнению с частными государственные предп-

риятия являются менее эффективными.  Государственное предприя-

тие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и от-

ветственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хо-

зяйственной  самостоятельности.  В деятельности госпредприятия

наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие

от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они

зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэ-

тому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной

обстановке,  предсказать которую намного сложнее, чем рыночную

конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен


 

                            - 19 -

гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или

же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу

предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые

не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление

увеличить поступления в бюджет,  желание сохранить штаты и по-

высить заработную плату и т.д.).

     Как правило,  государственные предприятия не готовы к ры-

ночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на се-

бя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, на-

логовые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У госу-

дарственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами,

банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается

на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий,

качестве организации производства и т.д.

     Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима

еще и потому,  что частный сектор втягивается в коррупцию: че-

рез взятку чиновнику можно добиться больших  результатов,  чем

за счет снижения издержек.

     Если экономика обременена  избыточным  количеством  госу-

дарственных  предприятий,  в сложное положение попадают их ра-

ботники.  Именно они становятся первой жертвой правительствен-

ной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуа-

ций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают за-

мораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, про-

катившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала

широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в госу-

дарственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от


 

                            - 20 -

государственного давления,  они сумеют в полной мере использо-

вать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами

частных предприятий.

 

 

      _ 34. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

 

 

     Очевидно, что  современная рыночная система немыслима без

вмешательства государства. Однако существует грань, за которой

происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность

производства.  Тогда рано или поздно встает вопрос о  разгосу-

дарствлении  экономики,  избавление  ее  от  чрезмерной  госу-

дарственной активности.  Существуют важные ограничения для ре-

гулирования. Например, недопустимы любые действия государства,

разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное  планиро-

вание, всеохватный административный контроль за ценами и др.).

Это не означает,  что государство снимает с  себя  ответствен-

ность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от пла-

нирования. Рыночная система не исключает планирования на уров-

не предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в

последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по

срокам,  масштабам  и другим параметрам,  и выступающим в виде

национальных целевых программ. Также следует отметить, что ры-

нок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому

влиять на него следует только косвенными, экономическими мето-

дами. Однако в ряде случаев, применение административных мето-


 

                            - 21 -

дов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать толь-

ко  на  экономические либо только на административные меры.  С

одной стороны,  элементы администрирования несет в себе  любой

экономический регулятор.  Например,  денежное обращение ощутит

влияние такого известного экономического метода, как ставка по

кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято адми-

нистративное решение.  С другой стороны,  в каждом администра-

тивном  регуляторе есть нечто экономическое в том смысле,  что

он косвенно сказывается на поведении участников экономического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.