Рефераты. Функции государства в экономике

тельства  на  основе  образования  государственных и смешанных

предприятий;

     - широкое  использование  бюджетно-финансовых  и  кредит-

но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ-

юнктуры,  сглаживания циклических колебаний, поддержания высо-

ких темпов роста и высокого уровня занятости.

     Модель государственного    регулирования,    предложенная

Кейнсом,  позволила ослабить циклические колебания  в  течение

более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на-

чала 70-х гг.  стало проявляться несоответствие между  возмож-

ностями государственного регулирования и объективными экономи-

ческими условиями.  Кейнсианская модель могла быть  устойчивой

только  в  условиях высоких темпов роста.  Высокие темпы роста

национального дохода создавали  возможность  перераспределения

без  ущерба  накоплению  капитала.  Однако в 70-е года условия

воспроизводства резко ухудшились.  Был опровергнут закон  Фил-


 

                            - 8 -

липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти

одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск-

ручивали инфляционную спираль.  Под воздействием этого кризиса

произошла кардинальная  перестройка  системы  государственного

регулирования и сложилась новая,  неоконсервативная модель ре-

гулирования.

 

      _ 3г) Неоклассическая теория.

 

     Теоретической основой неоконсервативной модели  послужили

концепции  неоклассического  направления  экономической мысли.

Трансформация модели государственного  регулирования  заключа-

лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а

вместо этого -  использование  косвенных  мер  воздействия  на

предложение.  Сторонники экономики предложения считают необхо-

димым воссоздать классический механизм накопления и  возродить

свободу   частного   предпринимательства.  Экономический  пост

рассматривается как функция от  накопления  капитала,  которое

осуществляется   из   двух  источников:  за  счет  собственных

средств,  т.е.  капитализации части прибыли и за счет  заемных

средств  (кредитов).  Поэтому  в  соответствии  с этой теорией

государство должно обеспечить условия для процесса  накопления

капитала и повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги  и  инфля-

ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф-

ляция удорожает кредит и тем  самым  затрудняет  использование

заемных средств для накопления.  Поэтому неоконсерваторы пред-


 

                            - 9 -

ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе  ре-

комендаций   монетаристов  и  предоставление  налоговых  льгот

предпринимателям.

     Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета

и увеличит его дефицит,  что осложнит борьбу с инфляцией. Сле-

довательно,  следующим шагом станет сокращение государственных

расходов,  отказ  от  использования  бюджета  для  поддержания

спроса  и  осуществления широкомасштабных социальных программ.

Сюда можно отнести  и  политику  приватизации  государственной

собственности.

     Следующий комплекс мер - реализация политики  дерегулиро-

вания.  Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара-

ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако-

нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

     Таким образом, в неоконсервативной модели государство мо-

жет лишь косвенно влиять на экономику.  Главная же роль в реа-

лизации экономического развития страны отводится рыночным  си-

лам.

    

 

           _ 32. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

 

 

     Вмешательство государства  в экономику преследует опреде-

ленные функции.  Как правило,  оно корректирует  те  "несовер-

шенства",  которые присущи рыночному механизму и с которыми он

сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффек-


 

                            - 10 -

тивно.  Государство  берет на себя ответственность за создание

равных условий для соперничества предпринимателей,  для эффек-

тивной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также

заботится о производстве достаточного количества  общественных

товаров  и  услуг,  так  как  рыночный механизм не в состоянии

должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем,

что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение

дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоиму-

щих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на-

учных разработок. Это необходимо потому что для предпринимате-

лей это очень рискованно,  чрезвычайно дорого и,  как правило,

не  приносит  быстрых доходов.  Поскольку рынок не гарантирует

право на труд,  государству приходится регулировать рынок тру-

да, принимать меры по сокращению безработицы.

     В целом государство  реализует  политические  и  социаль-

но-экономические принципы данного сообщества граждан.  Оно ак-

тивно участвует  в  формировании  макроэкономических  рыночных

процессов.

     Роль государства в рыночной экономике  проявляется  через

следующие важнейшие функции:

     а) создание правовой основы  для  принятия  экономических

решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регули-

рующие предпринимательскую деятельность,  определяет  права  и

обязанности граждан;

     б) стабилизация экономики.  Правительство использует бюд-

жетно-налоговую  и  кредитно-денежную политику для преодоления


 

                            - 11 -

спада производства,  для сглаживания инфляции, снижения безра-

ботицы,  поддержания стабильного уровня цен и национальной ва-

люты;

     в) социально-ориентированное    распределение   ресурсов.

Государство организует производство товаров и  услуг,  которым

не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития

сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на

оборону,  на науку,  формирует программы развития образования,

здравоохранения и т.д.;

     г) обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по

старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды

помощи малоимущим и т.д.

 

                 _ 3Антитрестовское регулирование.

 

     Антимонопольная деятельность  государства  является одной

из важнейших областей приложения государственного вмешательст-

ва. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех нем-

ногих рынках, где условия препятствуют эффективному функциони-

рованию  отрасли  при  конкуренции,  то  есть в так называемых

 _естественных монополиях .,  государством создаются  общественные

регулирующие органы для контроля за их экономическим поведени-

ем. На большинстве других рынков, где монополия не стала необ-

ходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольно-

го законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регу-

лирования деятельности естественных монополий.


 

                            - 12 -

     Естественная монополия существует в  тех  случаях,  когда

одна  фирма  может обеспечивать весь рынок,  имея более низкие

издержки на единицу продукции,  достигаемые за счет  масштаба.

Это характерно для предприятий общественного пользования,  где

для достижения низкой цены  необходима  крупномасштабная  дея-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.