тельность.
Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий мо-
гут использоваться два варианта: государственная собственность
и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается "спра-
ведливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издерж-
кам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия
к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в
том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных
монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но
необходимо использовать прямое регулирование только там, где
это не приводит к снижению эффективности производства. Регули-
рование не должно применяться в случаях, когда конкуренция мо-
жет обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим видом контроля являются антитрестовские законы.
Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят
знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и лю-
бые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта фор-
мулировка была довольно размыта, что не позволяло четко опре-
делить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от
1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь
- 13 -
уточнял некоторые его пункты.
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия.
В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных
законов, а также расследовать нечестные действия по своей ини-
циативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапа-
зон незаконного поведения и предоставил независимому антит-
рестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Большое количество антимонопольных законов и различных
уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов
для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть
может принести существенные убытки обществу применением не-
честной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производи-
телей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и
плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом
прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой
стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных про-
изводителей, не использующих незаконных методов конкурентной
борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринима-
телей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие
более сильным и выпускать больше продукции.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, ко-
торый избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотноше-
ние между монополиями и конкурентными отраслями. В различные
периоды истории для различных стран это соотношение было раз-
ным, корректируемым под особенности развития экономики, и
государство должно умело и эффективно использовать этот меха-
низм.
- 14 -
_ 33. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм
через 1свои расходы, налогообложение, регулирование и госу-
1дарственное предпринимательство.
_ 3Государственные расходы . 0считаются одним из важных элемен-
тов макроэкономической политики. Они влияют на распределение
как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из
государственных закупок и трансфертных платежей. Государствен-
ные закупки представляют собой, как правило, приобретение об-
щественных товаров (затраты на оборону, строительство и содер-
жание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные
платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,
полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям
населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с ин-
валидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки
вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют
ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не
связаны с производством. Государственные закупки приводят к
перераспределению ресурсов от частного к общественному потреб-
лению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться об-
щественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значе-
ние: они изменяют структуру производства товаров индивидуаль-
ного потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев
населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназнача-
ются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и
- 15 -
достигается изменение структуры потребления.
Другим важным инструментом государственной политики явля-
ется _ 3налогообложение . 0. Налоги - основной источник бюджетных
средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются раз-
личные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, нап-
ример подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку
накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воз-
действуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высо-
ких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и
фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы
(например в США около 30 процентов всей стоимости производимых
товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения
налогового бремени. Существует три основные системы, основан-
ные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения - отношения
суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника
к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна до-
ходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взима-
ется тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше до-
ход, тем выше налог).
Как мне представляется, наиболее справедливым является
прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не
должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду,
а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоход-
- 16 -
ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с
продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными,
так как они в большинстве случаев перекладываются на потреби-
телей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную
долю.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы
обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недо-
вольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых
ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На
современном этапе в России происходит именно такая ситуация.
Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предпри-
ниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в
бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает на-
логи. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-
ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате,
сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет
к большим доходам государства и снизит уровень криминализации
бизнеса.
_ 3Государственное регулирование . 0призвано координировать
экономические процессы и увязывать частные и общественные ин-
тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-
дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5