Рефераты. Функции государства в экономике

тельность.

     Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий мо-

гут использоваться два варианта: государственная собственность

и государственное регулирование.

     Для естественных  монополий обычно устанавливается "спра-

ведливый" доход,  то есть цена, равная средним валовым издерж-

кам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия

к снижению издержек.

     Таким образом,  цель  отраслевого регулирования состоит в

том,  чтобы защитить общество от рыночной власти  естественных

монополий путем регулирования цен и качества обслуживания.  Но

необходимо использовать прямое регулирование только  там,  где

это не приводит к снижению эффективности производства. Регули-

рование не должно применяться в случаях, когда конкуренция мо-

жет обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

     Другим видом контроля  являются  антитрестовские  законы.

Эта форма контроля имеет богатую историю.  В 1890г. был принят

знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и лю-

бые попытки монополизации какой-либо отрасли.  Однако эта фор-

мулировка была довольно размыта,  что не позволяло четко опре-

делить  преступление.  Следующим  шагом  был закон Клейтона от

1914г.  В принципе он был продолжением закона Шермана  и  лишь


 

                            - 13 -

уточнял некоторые его пункты.

     В том же году была создана Федеральная торговая комиссия.

В  ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных

законов, а также расследовать нечестные действия по своей ини-

циативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапа-

зон незаконного поведения и  предоставил  независимому  антит-

рестовскому органу полномочия для проведения расследований.

     Большое количество антимонопольных  законов  и  различных

уточнений  к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов

для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть

может  принести  существенные  убытки обществу применением не-

честной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производи-

телей,  недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и

плохим  качеством  товаров,  отставание  в  научно-техническом

прогрессе и много других негативных последствий.  Но, с другой

стороны,  антимонопольные законы не должны карать крупных про-

изводителей,  не  использующих незаконных методов конкурентной

борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринима-

телей  значительно  сократятся стимулы делать свое предприятие

более сильным и выпускать больше продукции.

     Таким образом,  государство выступает в роли арбитра, ко-

торый избирает оптимальное (и наиболее эффективное)  соотноше-

ние  между монополиями и конкурентными отраслями.  В различные

периоды истории для различных стран это соотношение было  раз-

ным,  корректируемым  под  особенности  развития экономики,  и

государство должно умело и эффективно использовать этот  меха-

низм.


 

                            - 14 -

     

     _ 33. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

   

     Государство оказывает  воздействие  на  рыночный механизм

через  1свои расходы,  налогообложение,  регулирование  и  госу-

 1дарственное предпринимательство.

     _ 3Государственные расходы  . 0считаются одним из важных  элемен-

тов  макроэкономической политики.  Они влияют на распределение

как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из

государственных закупок и трансфертных платежей. Государствен-

ные закупки представляют собой,  как правило, приобретение об-

щественных товаров (затраты на оборону, строительство и содер-

жание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.). Трансфертные

платежи  -  это выплаты,  перераспределяющие налоговые доходы,

полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям

населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с ин-

валидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки

вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют

ресурсы,  в то время как трансферты не используют ресурсы и не

связаны  с  производством.  Государственные закупки приводят к

перераспределению ресурсов от частного к общественному потреб-

лению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться об-

щественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значе-

ние:  они изменяют структуру производства товаров индивидуаль-

ного потребления.  Суммы,  взятые в виде налогов у одних слоев

населения,  выплачиваются другим. Однако те, кому предназнача-

ются трансферты,  тратят эти деньги  на  иные  товары,  чем  и


 

                            - 15 -

достигается изменение структуры потребления.

     Другим важным инструментом государственной политики явля-

ется   _ 3налогообложение . 0.  Налоги  -  основной источник бюджетных

средств.  В государствах с рыночной экономикой взимаются  раз-

личные виды налогов.  Одни из них носят видимый характер, нап-

ример подоходный налог,  другие не столь  очевидны,  поскольку

накладываются  на  производителей  сырьевых  ресурсов  и  воз-

действуют на домохозяйства косвенным путем в виде более  высо-

ких цен на товары.  Налоги охватывают как домохозяйства, так и

фирмы.  В виде налогов в бюджет  попадают  значительные  суммы

(например в США около 30 процентов всей стоимости производимых

товаров и услуг).

     Одна из  основных  проблем - справедливость распределения

налогового бремени.  Существует три основные системы, основан-

ные  на  понятии   2прогрессивности   0налогообложения - отношения

суммы,  взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника

к величине этого дохода.

     -пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна до-

ходу работника);

     -регрессивный налог (в процентном отношении налог  взима-

ется тем ниже, чем выше доход работника);

     -прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше до-

ход, тем выше налог).

     Как мне представляется,  наиболее  справедливым  является

прогрессивный  налог,  однако  процентное  повышение налога не

должно быть значительным,  чтобы не ослаблять стимулы к труду,

а следовательно - к большим заработкам.  Как правило, подоход-


 

                            - 16 -

ный налог построен именно по этому принципу.  Однако налоги  с

продаж  и  акцизные  налоги являются фактически регрессивными,

так как они в большинстве случаев перекладываются на  потреби-

телей,  в доходе которых одна и та же сумма занимает различную

долю.

     Задача государства - собрать налоги таким образом,  чтобы

обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недо-

вольства  налогоплательщиков.  При  слишком  высоких налоговых

ставках начинается массовое уклонение от  уплаты  налогов.  На

современном  этапе  в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств,  оно повышает налоги, предпри-

ниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,  следовательно,  в

бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает на-

логи. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-

ции резонно понизить налоги.  Это уменьшит стимулы к неуплате,

сделает  3честное  0предпринимательство более прибыльным, приведет

к большим доходам государства и снизит уровень  криминализации

бизнеса.

      _ 3Государственное регулирование    . 0призвано   координировать

экономические процессы и увязывать частные и общественные  ин-

тересы.  Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-

дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.